Краткая характеристика работы кабинета логопеда в доу. Паспорт кабинета логопеда материал на тему. Подготовка детей к обучению грамоте в школе

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат № 3" (КГКОУ ШИ 3)

Утверждаю

Директор КГКОУ ШИ 3

Н.А. Васильева

«____» __________2017

ПАСПОРТ КАБИНЕТА

107 (2)

Ответственный за кабинет

Коваль Юлия Васильевна

Хабаровск , 2018г

ПАСПОРТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Ответственный за кабинет: учитель-логопед Коваль Юлия Васильевна

Освещение: лампы электрические, естественное

Отопление: централизованное

Количество учителей, работающих в кабинете: 1

Назначение кабинета

Основное назначение логопедического кабинета - это создание условий для проведения коррекционных занятий с обучающими КГКОУ ШИ №3, имеющими речевые нарушения.

Правила пользования логопедическим кабинетом

    Кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.

    Обучающиеся находятся в кабинете без верхней одежды.

    Обучающиеся должны находиться в кабинете только в присутствии преподавателя.

    Кабинет должен проветриваться каждую перемену.

    Уборка кабинета должна производиться по окончании занятий.

    Обучающиеся должны соблюдать правила безопасности в кабинете.

    Ключи от кабинета в двух экземплярах (один у учителя-логопеда, второй у дежурного на вахте).

Краткое описание

Общая площадь:8,7 кв. м.

В кабинете предусмотрено 1 рабочее место педагога и 4 рабочих мест для занятий детьми.

В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и групповые занятия с обучающимися.

Расписание работы кабинета

Понедельник

Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете

    Логопедическое обследование;

    Составление программ логопедического сопровождения;

    Проведение индивидуальных и групповых занятий;

    Консультирование педагогов, воспитателей, и родителей;

    Ведение документации.

Оснащение кабинета учебным оборудованием

п/п

Наименование

Количество

Рабочий стол

Лампа настенная

Зеркало настенное

Зеркало индивидуальное

Компьютер

Настольные игры

Учебно-методические пособия

Документация логопеда

п/п

Наименование

Нормативно-правовая база. Законы РФ.

Положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета. Функциональные обязанности учителя-логопеда.

Паспорт логопедического кабинета.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

Речевые карты.

Список обучающихся, посещающих коррекционно-логопедические занятия.

Годовой план учителя-логопеда.

Календарно-тематические планы

Рабочие программы логопедического сопровождения

Расписание логопедических занятий, заверенное директором школы.

Тетради для коррекционных занятий

Журнал учёта движения детей

Журнал обследования речи учащихся

Годовой отчёт учителя-логопеда

Портфолио логопеда

Дидактические материалы и пособия для логопедических занятий

Поурочные планы.

Папка «Открытые занятия учителя-логопеда».

Папка «Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогами школы».

Папка с материалами для логопедических уголков.

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога.

Дидактические материалы и пособия для логопедических занятий

Обследование

1. Обследование произношения.

2. Обследование фонетического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

3. Обследование слоговой структуры слова.

4. Обследование словаря.

5. Обследование грамматического строя речи.

6. Обследование самостоятельной речи.

7. Обследование письменной речи, языкового анализа.

8. Счетный материал.

9. Разрезные картинки из 2-4-6 частей.

10. Картинки и тексты со скрытым смыслом.

Формирование звукопроизношения

1. Артикуляционные упражнения (карточки).

2. Профили звуков.

3. Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в речь.

4. Набор пособий для работы над речевым дыханием.

5. Предметные картинки на все изучаемые звуки.

6. Альбомы на автоматизацию поставленных звуков.

7. Тексты на автоматизацию поставленных звуков.

8. Постановка звуков (карточки).

Формирование фонетического восприятия, звукового анализа

10. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков.

11. Предметные картинки на дифференциацию звуков.

12. Тексты на дифференциацию звуков.

13. Символы звуков.

1. Подвижная азбука.

2. Азбука в картинках.

3. Схемы для анализа предложений.

4. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги.

5. Логопедический букварь.

6. Имя существительное. Наборы предметных картинок.

7. Глагол. Наборы предметных картинок.

8. Прилагательное. Наборы предметных картинок.

9. Наречие. Наборы предметных картинок.

10. Числительное. Наборы предметных картинок.

11. Индивидуальные карточки.

РАБОТА НАД СЛОВАРЕМ

1. Предметные картинки:

Головные уборы

Растения

Насекомые

Профессии

Дом и его части

Животные и их детеныши

Транспорт

Инструменты

Времена года

Школьные принадлежности

2. Предметные картинки на подбор антонимов.

3. Предметные картинки на подбор синонимов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1. Схемы предлогов.

2. Пособия на составлении предложений с простыми и сложными предлогами.

3. Пособия на согласование.

4. Деформированные тексты.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ЛОГОПАТА

1. Серии сюжетных картинок.

2. Сюжетные картинки.

3. Наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов.

КАТАЛОГ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название

Год издания

Логопедия.

Волкова Л.С., Шаховская С.Н.

Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.

Логопедия

Волкова Л.С., Шаховская С.Н.

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов

Ефименкова Л.Н.

Словарь логопеда

Селиверстов В.Н.

Логопедия

Правдина О.В.

Коррекционно-педагогическая работа при афазии

Бурлакова М.К.

Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма

Садовникова И.Н.

Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии.

Мазанова Е.В.

Умственная отсталость у детей и подростков

Исаев А.Н.

Звуки, буквы я учу!

Галкина Г.Г.

Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой

Рыжанкова Е.Н.

Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников

Дьякова И.И.

Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

Рыжова Н.В.

Аттестация учителей логопедов (методическое пособие)

Бачина О.В., Загребельная С.В., Кожевникова С.В.

Экстернат речевой культуры для дошкольников

Ванюхина Г.А.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Сиротюк А.Л.

Сборник диктантов по пунктуации 8-9 классы

Костяева Т.А., Чуриков Г.М.

Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной школы VIII вида) 5-7 классы

Составитель Кудрявцева Е.Я.

Диктанты и изложения по русскому языку 1-4, 1-3 классы для начальной школы

Узорова О.В., Нефедова Е.А.

Справочное пособие по русскому языку 3 класс (1-4), 2 класс (1-3) для начальной школы

Узорова О.В., Нефедова Е.А.

Сборник проверочных работ по русскому языку

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Варенцова Н.С., Колесникова Е.Д.

Если ваш ребенок левша

Макарьев Иван

Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития

Блинова Л.Н.

Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 1 класса школы слабослышаших

Боскис Р.М. Зинкеев А.Г Коровин К.Г.

Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет Методическое пособие

Арефьева Л.Н.

Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет

Курдановская Н.В.

Коррекционно-развивающая направленность обучения воспитания умственно отсталых детей

Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях

Миронова С.А.

Орфографический словарь

Ушаков Д.Н. Крючков С.Е.

Организация работы в классах с задержкой психического развития

Развитие речи детей 4-5 лет

Гризик Т.И. Тимощук Л.Е.

Логопедия (Речевой материал дошкольника и младшего школьника)

Коррекция звукопроизношения у детей

Рыбина А.Ф.

Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками

Уварова Т.Б.

Говори и пиши правильно Устранение недостатков устной и письменной речи

Парамонова Л.Г.

Что делать, если ваш ребенок не говорит?

Грибова О.Е.

Справочник логопеда

Поваляева М.А.

Дидактический материал по русскому языку для учащихся малокомплектной школы 1-2

Канакина В.П.

Дидактический материал по русскому языку 2 класс

Журжина Ш.И. Костромина И.В.

Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы

Ястребова А.

Практическое пособие для обучения чтению421

Узорова О.В. Нефедова Е.А.

Воспитание у детей правильного произношения (1,2 издание)

Фомичева М.Ф.

Основы дефектологии

Лапшин В.А. Пузанов Б.П.

Формирование звукопроизношения у дошкольников

Филичева Т.Б. Туманова Т.В.

Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений

Ястребова А.В.

Развитие речи дети 7-10 лет

Мельникова И.И.

Логопедия

Жукова Н.С.

Логопедия

Упражнения для развития речи

Лопухина И.С.

Популярная логопедия

Герасимова А.С.

Нейропсихология

Цветкова Л.С.

Логопедические упражнения

Ткаченко Т.А.

Диагностика речевых нарушений школьников

Фотекова Т.А.

Воспитание у детей правильного произношения

Фомичева М.Ф.

Поурочные разработки по русскому языку

Дмитриева О.И.

Тетрадь по обучению грамоте для учащихся 1 кл коррекционных образовательных учреждений VIII вида

Воронкова В.В.

Учитесь правильно говорить

(в двух частях)

Успенская Л.П. Успенский Б.Б.

Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте

Ефименкова Л.Н.

Чтение и письмо

Обучение, развитие и исправление недостатков

Городилова В.И., Кудрявцева М.З.

Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи

Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях

Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П

Коррекция нарушений чтения у младших школьников Методическое пособие

ХК ИППК ПК

Журнал «Логопед» № 1/2009

Научно-методический журнал

Журнал «Логопед» № 4/2009

Научно-методический журнал

Журнал «Логопед» № 8/2009

Научно-методический журнал

Журнал «Логопед» № 1/2010

Научно-методический журнал

Журнал «Логопед» № 3/2010

Научно-методический журнал

Журнал «Логопед» № 4/2010

Научно-методический журнал

Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста

Кириллова Е.В.

ОЦЕНКА РАБОТЫ КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА на учебный 2017-2018 год

1. Анализ состояния и работы учебного кабинета:

Для успешной деятельности учителя-логопеда в образовании важно обеспечить его инструментарием и адекватно организовать рабочее пространство. Эффективность функционирования логопедического кабинета КГКОУ ШИ 3 г. Хабаровска базируется на соответствующем требованиям методическом и организационном обеспечении.

Кабинет логопеда Коваль Ю.В. располагается на первом этаже КГКОУ ШИ 3, в правом крыле здания. С учетом задач работы школьного логопеда помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

Цвет стен, пола, мебели подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете установлена в контексте общей композиции и в соответствии требованиями СанПиН.

Кабинет предназначен для проведения различных видов групповой, подгрупповой и индивидуальной работы с общим числом участников до 4 человек, а также для консультативной работы.

Заведующий учебным кабинетом ____________________________________________

Паспорт логопедического кабинета, составленный в соответствии с современными требованиями оформления педагогической документации. В материале представлено не только оснащение логопедического кабинета, но и картотека методических и дидактических пособий для успешной коррекционно-развивающей работы с детьми разного возраста.

Паспорт логопедического кабинета

Общие сведения о кабинете^

  • Образовательное учреждение:Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение№ 42
  • Общая площадь логопедического кабинета:15м.кв.
  • Освещенность:
  • Тип: смешанный (естественное и искусственное)
  • Источники: естественное – окно 1 шт.
  • искусственное –люминесцентные лампы 4 шт.
  • Количество работающих логопедов:1
  • Количество логопедических групп:1
  • Ф.И.О. учителя-логопеда:Попова Ирина Семеновна
  • Стаж работы:5 лет
  • Образование:высшее
  • Разряд:первая квалификационная категория

График занятости логопедического кабинета

Правила пользования логопедическим кабинетом

Влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;
ежедневно проводится проветривание кабинета;
перед каждым применением и после него производится обработка ло-гопедических зондов и шпателей медицинским спиртом;
кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для ин-дивидуальных занятий, игровой зоной;
по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с тре-бованиями САНПиН и ФГОС и основными педагогическими принципами:

  1. Системности (материал систематизирован, составлен паспорт логопеди-ческого кабинета с перечислением всего материала и оборудования);
  2. Доступности(дидактические игры и игрушки хранятся на нижних откры-тых полках, методический материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках);
  3. Здоровьесбережения (имеется основное и дополнительное освещение(над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены ка-бинета тепло-желтого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается);
  4. Учета индивидуальных особенностей и потребностей детей (учет возрас-тных и физических особенностей детей, мебель регулируется под детей данной группы; наглядный, дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой дефекта).
  5. Вариативности (наглядный методический материал и пособия имеют много вариантов использования — в зависимости от возраста детей, задач обучения и структуры речевого дефекта).

Документация

  1. Положение о логопедической группе.
  2. Должностные инструкции учителя-логопеда.
  3. Рабочая программа учителя-логопеда.
  4. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
  5. Паспорт кабинета.
  6. Речевые карты на каждого ребёнка.
  7. Тетради взаимосвязи с воспитателями.
  8. Тетрадь по работе с родителями.
  9. Перспективные планы индивидуальной работы с детьми.
  10. Календарно-тематическое планирование.
  11. Годовой план работы.
  12. Циклограмма деятельности логопеда.
  13. График работы учителя-логопеда.
  14. Расписание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.
  15. Инструктаж по ТБ.
  16. Тетради индивидуальной работы с детьми.
  17. Копии отчетов о результатах коррекционной работы, протоколы ПМПК.
  18. Журнал диагностики детей курируемого ГБДОУ.

Зоны в логопедическом кабинете

1. Зона дыхания: содержит материалы для игр и упражнений на развитие речевого дыхания.
2. Артикуляционная зона: большое зеркало, маленькие зеркала, фотоаль-бомы с артикуляционной гимнастикой, инструментарий для постановки звуков.
3. Зона фонального восприятия (интонационная): игрушки, музыкальные инструменты, картинки с эмоциями.
4. Зона тембрального восприятия (фонематический слух) — звучащие слова в картинках и предметах, звуки — человечки гласные и согласные, схемы характеристики звуков, картинки — паронимы.
5. Зона обучения грамоте — схемы для разбора слов, предложений, фишки, кассы букв и слогов, магнитная доска, азбука и т.д.
6. Зона грамматики – игры и картинки для развития грамматического строя речи.
7. Зона фразовой речи — кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр, ростовая кукла, маски.
8. Зона общей моторики – игры на развитие общей и мелкой моторики, пособия по пальчиковому и лицевому массажу, видеоматериалы по артику-ляционной гимнастике.
9. Мотивационная зона — символы для оценки и самооценки, предметы для поощрения.
10. Методическая Зона — планы, конспекты, библиотека методической ли-тературы и др.

Оснащение логопедического кабинета

1. Настенное зеркало (1.5м — 0.5м) — 1 шт.
2. Детские столы — 2 шт.
3. Детские стулья — 8 шт.
4. Стол для логопеда — 1 шт.
5. Шкафы для пособий — 3 шт.
6. Зеркала для индивидуальной работы — 18 шт.
7. Магнитная доска мини — 1 шт.
8. Лампа дневного освещения над зеркалом – 2 шт.
9. Персональный компьютер – 1 шт.
10. Принтер – 1шт.
11. Картотека имеющихся пособий.
12. Коробки и папки для хранения пособий.

Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми

1. Набор логопедических зондов — 6 шт.
2. Спиртовые салфетки.
3. Вата стерильная.
4. Пособия для индивидуальной работы.
5. Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.
6. Материалы для обследования устной речи.

Специальная литература

Библиотека кабинета представлена личными фондами учителя-логопеда в количестве 100 экземпляров.

1 Программно-методическое сопровождение
  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». - М., 2009.
  2. М.Е.Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками» — С.-П. 1996.
  3. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – Екатеринбург, 1998.
  4. Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова. «Дети с ОНР. Воспитание и обучение» — М., 1999.
  5. Жукова Н.С. «Формирование устной речи» — М.,1994.
  6. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии» -М.1989.
  7. Сухарева Э.Л. «Учим играя»,-Ярославль 1992.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР». Первый год обучения и второй год обучения, М., 1991.
  9. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ»,-М.2003.
  10. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада», С.П.,2006.
  11. Граб Л.М. «Тематическое планирование коррекционной работы в логогруппе для детей 5-6 лет», — М.2005.

Диагностика

  1. Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», — М.2009.
  2. Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей» — М.,1994.
  3. Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму»,СПб,2007.

Коррекция

звукопроизношения,

автоматизация, дифференциация.

  1. Фомичёва М.В. «Воспитание у детей правильного произношения» — М. 1997.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» — М.,1998г.
  3. Рау Е.Ф., В.И.Рождественская «Смешение звуков речи у детей» — М.1972.
  4. В.И. Селиверстов. «Игры в логопедической работе с детьми». — М., 1979.
  5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» — М.1983.
  6. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом», — М.1991.
  7. Новикова Е.В. «Зондовый массаж: коррекциязвукопроизношения» — М.2000.
  8. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д. «Логопедический массаж»,-М.1999.
  9. Лопухина И.С. «Логопедия 550 занимательных игр и упражнений для развития речи»,-М.1996.
  10. Лопухина И.С. «Логопедия. Звуки, буквы и слова»,- С.П.1998.
  11. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках, — М.2013.
  12. Нищева Н.В. «Весёлая артикуляционная гимнастика», — С.Пб,2009.
  13. Нищева Н.В. «Весёлая мимическая гимнастика», — С.Пб,2013.
  14. Волошина И.А. «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», — СПб, 2011.
  15. Волошина И.А. «Артикуляционная гимнастика для девочек», — СПб, 2011.
  16. Созонова Н., Куцина Е. «Фонетические рассказы и сказки» в 3ч., Екатеринбург,2009.
  17. Созонова Н., Куцина Е. «Стихи для закрепления звуков», Екатеринбург,2009.
  18. Баскакина И.В., Лынская М.И. «Свистелочка, Звенелочка», — М.2009.
  19. Баскакина И.В., Лынская М.И. « Приключения Л», — М.2009.
  20. Баскакина И.В., Лынская М.И. «День рождения Р.», — М.2009.
  21. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,-М.2007г.
  22. Репина З.А., Буйко В.И. «Уроки логопедии», Екатеринбург,1999г.
  23. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», М.2005г.
  24. Новиковская О. «Весёлая зарядка для язычка», СПб,2009г.
  25. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение», СПб, 2009г.
  26. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Логопедические упражнения-артикуляционная гимнастика», СПб, 2012г.
  27. Комарова Л.А. «Автоматизация звука Л, Р в игровых упражнениях»,-М.2014г.
  28. Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки –Ш,Ж,Ч, Щ, Л-Ль, Р-Рь, С-Сь, З-Зь, Ц,» Ярославль, 1999г.,2003г.
  29. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для детей»,- СПб,1996г.

Коррекция и развитие

  1. Новоторцева Н.В. «Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников» -Ярославль 1994.
  2. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей»-Ярославль 1996.
  3. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».-М.: просвещение,1988
  4. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду»,-М.1974.
  5. Бочкарёва О.И. «Развитие речи. Старшая группа.» — В.2008.
  6. Рыжова Н.В. «Развитие речи в детском саду 2-3года», Ярославль, 2008.
  7. Белоусова Л.Е. «Весёлые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники»,-С.П. 2003.
  8. Парамонова Л.Г. «Стихи для развития речи»,- СПб, 2000.
  9. Шорыгина Т.А. «Цветы. Какие они?»,-М.2004.
  10. Кошлева Г.А. «Развитие речи в д\с», Ярославль 2009.
  11. Ткаченко Т.А. «Обогащаем словарный запас», Екатеринбург 2008.
  12. Арефьева Л.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет», -М.2004.
  13. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. — СПб, 2005.

Коррекция

и развитие

связной речи

  1. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе». Комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» -М.,2009.
  2. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет.Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логогруппе». Комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» -М.,2009.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5-7 лет. Сценарии игр и развлечений в летний период»,-М.2011.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»,-М.2003.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи у детей подготовительной логогруппы по теме «Человек»,-М.2003.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи у детей подготовительной лого-группы по теме «Осень»,-М.2000.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи у детей подготовительной логогруппы по теме «Зима»,-М.2011.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи у детей подготовительной логогруппы по теме «Весна»,-М.2003.
  9. Бортникова Е. «Чудо-обучайка» (Читаю, пересказываю, составляем рассказ по серии картинок), Екатеринбург,2012.
  10. Созонова Н., Куцина Е. «Рассказы о временах года-осень, зима, весна, лето», Екатеринбург,2009.

Конспекты

коррекционно-образовательной деятельности (комплексные)

  1. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» 4-5л.,5-6л.,6-7 лет, М-2008-2009г.

Коррекция

моторики рук

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Развиваем руки, чтобы учиться и писать, и красиво рисовать», Ярославль,1998.
  2. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»,-С.П.1997.
  3. Узорова О.В., Нефедова «Игры с пальчиками», — М.2004.
  4. Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики-развиваем речь. Старшая группа д\с.», — С.П. 2009.
  5. Крупенчук О.И. «Ладушки» пальчиковые игры для малышей, СПб,2010г.
  6. Егоров В. «Расскажи стихи руками»,-М.,1992г.
  7. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками», -М.1998г.
  8. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Ступеньки к школе. Азбука письма. Тренируем пальчики.» — М.2000г.

Коррекция

просодической стороны речи

логоритмика

  1. «Считалки, скороговорки»,-М.1999.
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи»,-М.2004.
  3. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду»,-М.2004.
  4. Рычкова Н.А. «Логопедическая ритмика», -М.,1998.
  5. Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников». Ярославль, 2008г.
  6. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки», СПб 2009г.
  7. Анисимова Г.И. «Логопедическая ритмика» в 3-х ч., Ярославль 2007г.
Подготовка детей к обучению грамоте в школе
  1. Новоторцева Н.В. «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду» — Ярославль 1998
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе –обучение грамоте детей с нарушениями речи»,-М.1999.
  3. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе- 1,2,3 период». Комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» -М.,2009.
  4. Туманова Т.В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников», М.-1999.
  5. Козырева Л.М. «Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет», -М.,2007.
  6. Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет»,-М.2003.
  7. Ванюхина Г. «Речецветик», -Екатеринбург,1993г.
  8. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Раздаточные таблицы» и «Я учусь говорить и читать»,-М.2012г.
  9. Глинка Г.А. «Буду говорить, читать, писать правильно», СПб,1996г.

Профилактика дисграфии

  1. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей» — С.П.1995.
  2. Гольдин З.Д.,Колидзей Э.А. «Азбука-загадка»

Формирование психических процессов

  1. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. «Чего на свете не бывает?»,-М.1996.
  2. «Загадки», М.-2005
  3. Серия тетрадей «Умный малыш», г.Киров (Противоположности, Логические задачи, Классификация, Найди, что не подходит и др.)
  4. Земцова О.Н. интеллектуальное развитие детей «Грамотейка» 2-3г.,3-4г.,4-5л.,5-6лет, — М.2009г.
  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда под ред. В.И. Селиверстова,- М.1997.
  2. Дефектология. Словарь – справочник под ред. Пузанова Б.П.,-М.1996.

Картотека пособий в логопедическом кабинете

Дидактические игры и пособия

Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных отношений, эмоций. «Отгадай-ка», «Найди тень», «Угадай что это?», «Больше-меньше», «Посмотри и запомни», «Прятки», «Электронная муха», «Найди похожее», «Найди отличия», «Улитки», «Логический поезд», «Всё о времени», «Размышляй-ка», «Логическая цепочка», «Сложи квадрат», «Чудо-крестики», «Сложи узор», «Цифры», «Почтовый ящик» + набор геометрических фигур, мозаики различной конфигурации и сложности; «Четвертый лишний», пирамидка, набор емкостей различного объема и цвета, счетные палочки, «Чудесный мешочек», «Что перепутал художник», «Часть и целое», «Построй дорожку», «Что сначала, что потом», «Парная картинка»; тестовые задания серия «Готов ли ты к школе?» — память, мышление, окружающий мир, развитие речи; пиктограммы, папки с подбором материала для обследования и развития соответствующих психических функций.

Формирование

звукопроизношения

«Логопедическое лото –З-Зь, С-Ш, Ш, Ж», «Игры в картинках С-Ш», «Лабиринты», «Звуковая улитка», «Домик пчёлки Жу-жу», «Закончи историю», «Ходилки», «Мыльные пузыри», «Собери листья», «В гости к лягушке», «Назови общий звук в словах», «Снеговик», «Ракета на старт», «Рыбалка», «Составь предложение по картинкам», «Помоги Лунтику», «Лягушка убегает от цапли», «Лягушка ловит комаров», «Проведи дорожку», «Звенит-не звенит», «Необычные цветы», «Найди лишнюю картинку», Логопедическое лото «Подбери и назови», звуковые дорожки, волшебная верёвочка»,картотека предметных и сюжетных картинок на звуки; тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; комплексы артикуляционной гимнастики, профили звуков

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свистулька, свисток, барабан, колокольчики; «Что услышал, что увидел», «Волшебный коврик», «Подари подарки», «Звуковое лото», схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения (полоски различной длины, с уголком); звуковые модели,
«Отгадай слова по первым звукам», «Делим слова на слоги», «Дин-Дон», «Читай-считай», «Я учу буквы» -2 шт., «Умный телефон» — 2шт., тестовые задания «Готов ли ты к школе? –обучение грамоте, чтение», «Читаем сами», Магнитная азбука, касса букв, книги «Азбука», слоговые кубики, кубики с буквами, слоговые таблицы, Звуковички, Звукоежка-Буквоежка, принцессы-Гласа и Согласа,коробки для занятий по количеству детей, картинный материал, карточки-задания и т.д.

Формирование

лексико-грамматического строя речи

Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Головные уборы», «Дом и его части», «Посуда», «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Рыбы», «Птицы», «Игрушки», «Насекомые, «Транспорт», «Семья», «Профессии», «Времена года», «Транспорт» и др.; игры на развитие навыка словообразования; карточки-задания на развитие лексико-грамматического строя; игры на подбор антонимов «Контрасты», «Сравни и узнай», лото «В мире животных», «Животные и их детёныши», «Собери урожай», Лото «Зоопарк», Лото «Все работы хороши», «Кто, что делает», «Кто где живёт?», Магнитный транспорт, «Рифмы», «Чей домик?», «Чей это домик?», «Кто как устроен?», «Времена года», «Четыре сезона –лето», «Прогулка по городу»,«Маленькая хозяйка»,«Пирамида», «Чего не хватает?», «Рифмочки –нерифмушки», «Овощное лото», лото «Где что растёт», «Что из чего сделано?»
Связная речь Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа; набор «Кукольный театр», «Сказки», «Истории в картинках» -2ч.,

Развитие мелкой моторики рук

волчок, мозаики различных видов, кубики, конструкторы, массажные мячи, деревянные массажёры-2 шт., шнуровки- шнуровальный планшет, ботиночки-2 шт., Укрась ёлку, вкладыши, «Собери бусы», «Волшебный узелок», шарики- Суджок-18 шт., колечки массажные-30 шт., пазлы –простые, сложные, трафареты, шаблоны,контуры, «Выложи из палочек», «Собери обезьянок», «Попади на дерево»
Формирование речевого дыхания «Сдуй снежинку, листок, ватку, пёрышко», «Подуй на цветочек, вертушку, бабочек, птичек, кораблик»,свистульки, мыльные пузыри, «Забей мячик в ворота».

Консультации для педагогов и родителей

Педагоги

Родители

«Формирование фонематического слуха у детей младшего и старшего дошкольного возраста»,«Требования к речи педагога»,«Комплексный подход к формированию у детей дошкольного возраста правильной, грамотной связной речи и речевой культуры»,

«Игрушка, как средство развития речи детей в детском саду»,

«Игра, её значение в жизни ребёнка», «Искусство говорить с детьми»,

«Создание книжного уголка в группе ДОУ»,

«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»,

«Создание оптимальных условий воспитания и обучения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС»,

«Развитие речи в онтогенезе и дизонтогенезе»,

«Что такое ОНР и для чего необходима группа компенсирующей направленности»,

«Особенности работы воспитателя в логопедической группе»,

«Порядок комплектования логогрупп»,

«Интеграция специалистов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ»,

«Артикуляционная гимнастика, правила проведения»,

«Профилактика речевых нарушений»,

«Развитие речевого дыхания у дошкольников».

«Проблемы психического развития и саморазвития»,

«Организация логопедической помощи в рамках ДОУ»,

«Взаимосвязь и взаимозависимость развития мелкой моторики пальцев рук и развития речи».

«Методика обучения грамоте по программе 2100»;

«Личность ребёнка с заиканием».

«Речевые нарушения и причины их возникновения»; «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения»; «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»; «Особенности овладения детьми звукопроизношением»; «Особенности обучения детей чтению в домашних условиях»; «Знакомство с артикуляционным аппаратом»«Какие игрушки необходимы детям», «Зачем нужен логопед?», «Стоит ли ждать 5летнего возраста?», «Зарядка для язычка с 1.5 лет», «Когда нужно обращаться к логопеду?», «Если ребёнок плохо говорит», «Развиваем пальчики-стимулируем речевое развитие», «Почему у ребёнка формируется речи с задержкой?», «Советы родителям, у которых ребёнок не говорит». «Этапы развития речи», «Признаки нарушений речи», «Формирование мелкой моторики рук», «Профилактика заикания»,«Причины нарушений звукопроизношения в возрасте от 2 до 5 лет», «Как разговаривать с ребёнком». «Типичные возрастные особенности звукопроизношения», «Условия развития речи в норме», «Профилактика речевых нарушений», «Почему ребёнок говорит неразборчиво», «Характеристика детей с ОНР, причины недоразвития речи». «Краткие сведения о развитии речи ребёнка по возрастам», «Профилактика нарушения

Чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста», «Речевые игры и упражнения», «Памятки по подготовке к овладению элементарными навыками чтения и письма». «Формирование связной речи», «Формирование звуковой стороны речи», «Формирование лексико-грамматических средств языка». (9 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Светлана Тарасова
Паспорт логопедического кабинета

Оснащение кабинета :

Зеркало настенное(40*80см) ;

Зеркала для индивидуальной работы;

-логопедические зонды и шпатели ;

Стол для детей(2шт) ;

Стулья детские (3шт) -стол письменный, стул для работы логопеда с документацией (1шт) ;

Настольная лампа(1шт) ;

Шкафы для хранения пособий(3шт) ;

Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие :

Мышления;

Разных видов памяти;

Разных видов внимания;

Тонкой моторики рук;

Звукопроизношения;

Материалы по обучению грамоте;

На формирование лексики;

На формирование грамматического строя речи;

На формирование связной речи.

Систематизированный иллюстрированный материал, подобранный с учетом прохождения лексических тем :

Предметные картинки по звукам;

Сюжетные картинки;

Серии сюжетных картинок.

Картотека методической литературы.

Ежедневное решение методических и практических задач подразумевает создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектам. При создании, обучения и оформлении логопедического кабинета для меня были важны :

Во-первых – предметная среда с коррегирующим, развитием и оздоравливающим компонентами;

Во-вторых - научно-методическое сопровождение образовательного процесса;

В-третих - наличие логопедической документации , информативный блок для педагогов и родителей.

Дидактический материал :

«Чудесное дерево» ; «Запомни и повтори» ; Картинный материал из методического пособия Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой; «Собери схему слова» ; «Подбери по схеме слова» (для развития анализа и синтеза) ; «Посели в свой домик» ; «Подари гномику» (для дифференциации оппозиционных звуков) ; «Найди самое длинное и самое короткое слово» (по количеству слогов ) ; «Придумай слово» (на заданное число хлопков) ; «Добавь недостающий слог» ; «Составь слоговую схему » ; «Один-много» ; «Скажи ласково» ; «Составь предложение» ; «Подружи слова в предложении» ; «Про кого скажем : «Кто?» , а про кого : «Что?» ; «Подбери слова действия к предмету» ; «Подбери признаки к предмету» ; «Скажи наоборот» ; «Чей хвост? Чьё ухо?» ; «ИК и ИЩ» ; «Четвёртый лишний; «Разложи картинки» ; «Что изменилось?» ; «Какой картинки не стало? И др.

Публикации по теме:

В предверии каждого нового года я стараюсь создать неповторимую сказочную атмосферу в логопедическом кабинете. Для этого разрабатываю вместе.

Оснащение логопедического кабинета в ДОУ Подготовила: учитель-логопед МБДОУ № 11 г. Донецка Боглачева Лариса Леонидовна Здравствуйте, уважаемы.

Паспорт хореографического кабинета Муниципальное образование Ханты - Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Ханты – Мансийск Муниципальное бюджетное.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида» г. Каменск-Уральский Свердловской.

Паспорт кабинета педагога-психолога ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47 пос. Эльбан Амурского муниципального.

Утверждаю Заведующий МБДОУ д/c №8 ___ И. Ю. Виноградова «07» июня 2016г. Паспорт кабинета педагога- психолога МБДОУ № 8 «Капелька».

Паспорт логопедического кабинета ПАСПОРТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА учителя – логопеда: О. В. Бычковой ЗАДАЧА работы кабинета учителя – логопеда:.

Общеобразовательного учреждения, Положения о логопедическом кабинете.

Логопедический кабинет организуется для оказания помощи в освоении общеобразовательных программ обучающимся, имеющим различные нарушения устной и письменной речи (первичного характера).

Основными задачами логопедического кабинета являются:

· коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

· своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

· разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся

Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и профессионального уровня учителя-логопеда, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения.

На должность логопеда кабинета назначается, специалист с высшим педагогическим образованием по специальности – учитель начальных классов , специализация-организация логопедической работы.

Организационно - методическое руководство деятельностью логопедического кабинета осуществляется администрацией МКОУ «Кононовская СОШ».

Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребенка и взрослого.

По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:

1.Зона по коррекции произношения располагает настенным зеркалом, рабочими планшетами с артикуляционными укладами и соответствующим картинным материалом.

2.Зона по преодолению ОНР способствует развитию речи через рабочие материалы, содержащие рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме.

3.Образовательная зона по подготовке и освоению грамоты . Это пространство оборудовано четырьмя учебными столами, четырьмя стульчиками, шкафами с рабочими материалами по развитию речи.

4.Зона методического, дидактического и игрового сопровождения .

Она представлена книжными полками и содержит следующие разделы:

Материалы по обследованию речи детей,

Методическая литература по коррекции звукопроизношения,

Методическая литература по преодолению ОНР,

Занимательное игровое обеспечение логопедических занятий,

Оборудование, способствующее формированию речевого дыхания,

Оборудование, способствующее развитию мелкой моторики.

5.Зона ТСО. Ее пространство занимает 1 компьютер, компьютерные логопедические программы. Здесь же аудиотека и видеотека.

6.Рабочий стол учителя – логопеда , на котором находится логопедическая документация:

Паспорт логопедического кабинета,

Протоколы обследования детей,

Программа работы логопедического кабинета с планами работы,

Журналы посещаемости,

Речевые карты,

Тетрадь взаимосвязи с педагогами,

Портфолио научно – методических достижений специалиста

7. Информативная зона для родителей расположена на планшетах «Для вас, родители».

8. Зона релаксации , в которой расположен уголок игровой психотерапии, где находятся

мягкие игрушки и большое количество игр разных видов.

График занятости логопедического кабинета

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Коррекционные занятия

Консультации для родителей

Консультации для учителей

Групповые консультации по темам – во время осенних и зимних каникул

Индивидуальные консультации по требованию учителей - в течение учебного года.

Документация логопедического кабинета

I. Нормативно-правовые документы Федерального уровня

1. Закон РФ от 01.01.01 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 01.01.01г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».

3. Положение Конвенции о правах ребёнка.

4. Постановление Правительства РФ об «Утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 01.01.2001 (С изменениями от 10г, 23.12.2002 г)

5. Конституция Российской Федерации

6. Положение о правах и нормах охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты.

7. Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.28-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.№ 000 (Извлечение).

II. Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы

1. Трудовой Кодекс РФ от 01.01.01 г. (в редакции Федерального закона от 01.01.01 г.) (Извлечение)

2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 000 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации") (Извлечение)

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Извлечение)

4. Закон РФ «Об образовании» (Извлечение)

5. Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия» (Извлечение)

6. Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» (Извлечение)

7. Приказ Минобразования РФ от 01.01.2001 N 3570 Положение «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (Извлечение)

III. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности учителя-логопеда как сотрудника общеобразовательной школы

1. Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

2. Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. № ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

3. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». , М., Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ). (Извлечения)

4. Должностные инструкции учителя-логопеда.

5. Инструкция по технике безопасности и охране труда учителя-логопеда

IV. Документация логопедического кабинета

1. Журнал обследования речевого развития учащихся школы и динамических наблюдений за состоянием речи учащихся, зачисленных на логопедические занятия.

2. Журнал учёта посещаемости групповых и индивидуальных занятий с детьми.

3. Индивидуальные карты речевого развития учащихся.

4. Годовой план работы учителя-логопеда.

5. Перспективный план работы учителя логопеда на учебный год с различными группами учащихся.

6. График работы учителя-логопеда.

7. Расписание индивидуальных и фронтальных занятий с детьми.

8. Ежедневные (поурочные) планы работы для каждой группы учащихся.

9. Рабочие тетради учащихся.

10. Тетради для домашних заданий учащимся с нарушениями звукопроизношения.

11. Годовые отчёты о проделанной работе.

12. Паспорт логопедического кабинета.

Методическое обеспечение логопедического кабинета.

1. Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие мыслительной и речевой деятельности учащихся.

Разделы

Дидактические игры и пособия

Развитие словесно-логического, абстрактного мышления, разных видов памяти, различных видов внимания, зрительного и слухового восприятия.

«Почтовый ящик», набор геометрических фигур, счетные палочки, «Что перепутал художник», карточки с заданиями по развитию мышления, воображения, таблицы «Путаница», «Кто внимательный?» «Пословица шутят». Развивающее лото «Плоды и листья».

Игры: «Загадки бабушки осени», «Любимое время года», «Найди ошибки», «Особый путь зубрежки», «Неназванные предметы», «Исправь ошибки», «Развлекалки», «Летающие тарелки», «Загадайка». Головоломка «Угадайка». Карточки для работы с деформированными текстами.

Формирование звукопроизношения.

Профили артикуляций звуков(альбом-схема, фото-альбом, картинки по артикуляционной гимнастике).

Предметные и сюжетные картинки на автоматизацию и дифференциацию звуков, лото в картинках, слоговые таблицы, речевые лото, парные картинки, кроссворды.

Набор звучащих предметов, «сигнальные» карточки, схемы слов для определения позиции в слове, схемы предложений, «звуковые» часы, «звуковая» линейка, игры: «Ромашка», «Солнышко» и др., «Логопедическое лото», Карточки «Закончите слово», «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Сквозная буква», «Занимательные модели», «Лесенка», «Наборщик», «Кроссворды», «Чайнворды», «Изографы», «Ребусы», «Анаграммы», «Метограммы», таблицы мнемонических приёмов, карточки с загадками, пословицами на определённые звуки и буквы.

Формирование лексико-грамматического строя речи

Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Метель»,

«Транспорт», «Посуда», «Головные уборы», «Продукты питания», «Семья», «Профессии», «Времена года». Игры на развитие словообразования «Кошка», «Собака», «Лиса». Тематические лото. Перфокарты на вставку слов в предложениях. Игры: «Исправь ошибку», «Когда это бывает», «Сложи слово». Лото: «Синонимы», «Антонимы». Карточки с деформированными тексами.

Развитие связной речи учащихся

Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, таблицы по развитию речи, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказов, таблицы с пословицами, поговорками. Логопедическое лото для разных звуков. Карточки с деформированными тексами, сборники: «Забавные истории», «Рассказы в картинках». Репродукции картин известных русских художников.

Развитие мелкой моторики, речевого дыхания

Мозаики, кубики, медная проволока, наборы бус и пластмассовых шариков. «Брикс». Игра «Мистер Твистер». Картинки с упражнениями для пальчиковой гимнастики.

2. Методическая и специальная литература

Библиотека кабинета представлена личным фондом учителя-логопеда.

1. , Альбом для логопеда.-2-еизд. испр. и доп.-М.:Владос,2013.-279с.

2. , Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слова.- Х.:Изд-во «Ранок»,2009

3. , Логопедические задания для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей.-Х.: Изд-во «Ранок» ,2009

4. , Логопедия.-Изд. 4-е-Ростов н/Д: Феникс,2008.-317с.

5. , Логопедия в школе:практический опыт.-Изд.3-е, перераб. и доп.-Ростов н/Д:Изд. центр «Март» ;Феникс,2010.-368 с.

6. ,Логопедия:практическое пособие.-Изд.9-е.-Ростов н/Д: Феникс,2011.-287с.

6. ,Справочник школьного логопеда.-Изд.2-е-Ростов н/Д: Феникс, 2010.-318с.

7. , Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство.-М.: Айрис-пресс,2011.-208с.

8. .Справочик логопеда.-Изд. 7-е.- Ростов н/Д: Феникс,2007.-445с.

9. , Уроки логопеда:Исправление нарушений речи.-М.: Эскимо,2009.-120с.:ил.

10. ,Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением.-М.: Айрис-пресс,2010.-112 с.:ил.

11. , Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО»Издательство «Детство-пресс», 2013.-112с.

12. , Картотека упражнений для автоматизации правильного призношения и дифференциации звуков разных групп.-СПб.: «Детство-пресс», 2010.-160с.

13. , Основы логопндической работы с детьми.-М.: АРКТИ,2011.-240с.

14. , Коррекция письма на уроках.1-4 классы: практические и тренировочные упражнения и задания.-2-е изд.-Волгоград: Учитель,2012.-67с.

15. , Письмо. Развитие речи. 1-4 классы: конспекты занятий, дифференцированные задания.- Волгоград: Учитель,2011.-89с.

16. , Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера.2010.-64с.

17. Кобзарева Л. г. и др., Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР.-Воронеж:ИП,2012.-112с.

18. , и др.,Речь и двежение.-КК ИПК и ПП РО.2008.

19. ,Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал.- Волгоград: Учитель,2010.-110с.:ил.

20. , 100 физкультминуток на логопндических занятиях.-М.: ЕЦ Сфера,2010.-64с.

21. , Речь, логика, память, внимание, воображение. Игровые и обучающие занятия с детьми 7-9 лет.-Ярославль:Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.-192с.:ил.

22. , Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий.-М.: ТЦ Сфера, 2005.-96с.

23. , Беседы с логопедом(вопросы и ответы).-М.: ТЦ Сфера,2008.-96с.

24. , Развитие мелкой моторики(пальчиковая гимнастика). Младшая и средняя группы.- Волгоград: ИТЦ «Корифей».-96с.

25. , - Волгоград: Учитель, 2011.-231с.

26. , События жизни. Комплект рабочих тетрадей по развитию речи для учащихся 1-4 классов специальных(коррекционных) образовательных учрехдений.- М.: «Просвещение» 2007.

27. , Сборник логопедических упражнений.-М.: ВАКО,2010.-128с.

28., Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения.- М.: Айрис-пресс,2012.-64с.: ил.+вклейка 16 с.

29. ,Диагностика и коррекция письменной речи у мл. школьников.-М.: ТЦ Сфера,2011.-64с.

30. ,Логопедия в таблицах, схемах. цифрах.- Изд. 4-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2012.-137с.: ил.

31. и др.,Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста.-Воронеж: ИП,с.

32. , Логопедические карты для диагностики речевых нарушений.-М.: АСТ: Астель,200с.

33. , Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-128с.- (Логопед в ДОУ).

34. , Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-176с.- (Логопед в ДОУ).

35. Журнал «Учимся играя» (для разных возрастов).

Оснащение кабинета.

1. Рабочий стол логопеда – 1 шт.

2. Тумба для канцелярских принадлежностей – 1шт.
3. Шкафы для учебных пособий и методической литературы – 1 шт.

4. Стеллаж для наглядных пособий – 1шт..

5. Стул для учителя – 1 шт.

6. Классная доска - 1 шт.

7.Наборное полотно (60x96) – 1 шт.

8. Наборное полотно «Домик» (80хшт.

9. Настенное зеркало для логопедических занятий (50x100)

со специальным дополнительным освещением. - 1 шт.

10. Зеркало для индивидуальной работы (8x12) - 6 шт.

11. Коробки и папки для дидактического материала.

Паспорт

логопедического кабинета

МБОУ «СОШ №4

г.Белёва Тульской области»

Учитель – логопед: Дорофеева Екатерина Витальевна

Краткое описание

Логопедический кабинет общей площадью – 12.0 м2. В кабинете предусмотрено одно рабочее место педагога, 6 рабочих мест для подгрупповой работы с детьми и 2 места для индивидуальных занятий.

В логопедическом кабинете проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста 6 - 7 лет и учащимися 1-4 классов.

Основное назначение логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

График занятости логопедического кабинета

9.00-16.40

9.00-16.40

9.00-16.40

9.00-16.40

9.00-16.40

Правила пользования логопедическим кабинетом

Ключи от кабинета в двух экземплярах (один у логопеда, второй у заместителя директора по УВР)

Влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;

Ежедневно проводится проветривание кабинета;

Перед каждым применением и после него производится обработка логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом и в стерилизаторе;

Кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для индивидуальных занятий, игровой зоной;

По окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

Логопедический кабинет предназначен для:

1. Проведения диагностического обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста и младших школьников, оказания помощи в освоении общеобразовательных программ обучающимся, имеющим различные нарушения устной и письменной речи (первичного характера) .
2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Задачи коррекционной работы:

1) Развитие общих произвольных движений. Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

2) Развитие тонких дифференцированных движение кисти и пальцев рук.

3) Формирование психологической базы речи. Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения.

4) Развитие речевого аппарата. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы.

5) Развитие мимической мускулатуры. Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики.

6) Формирование правильного звукопроизношения. Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация.

7) Развитие фонематических процессов. Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

8) Формирование слоговой структуры слова. Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры.

9) Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности, уточнение, закрепление, расширение словаря по лексическим темам, активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.

10) Подготовка к обучению грамоте. Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного.

11) Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

3. Консультативной работы учителя - логопеда с родителями (беседы, показ приемов индивидуальной коррекционной работы с ребенком).
4. Консультативной работы учителя - логопеда с педагогами.

Оборудование логопедического кабинета

Зона индивидуальной работы

1. Светильник для подсветки логопедического зеркала в кабинете длина 65 см -1 шт.

2. Кварцевый стерилизатор логопедических инструментов- 1 шт.

3. Комплект постановочных зондов по методике Л.С. Волковой 7 шт +шариковый зонд -1 комплект.

4. Комплект массажных зондов 12 шт. (полноразмерные) -1 комплект.

5. Стол логопедический Люкс -1 шт.

6.Бегемотик логопедический «Жу-жа» -1 шт

7. Логопедический «навигатор» языка -1 шт.

8.Футляр для хранения зондов -2 шт.

9.Роторасширители резинопластиковые - 4 шт.

10. Крестовина логопедическая (Пр-во США) - 1 шт

11.Устройство для контроля собственной речи и развития фонематического слуха Whisper Phone Element (пр-во США) -2 шт.

12. Шпатель Корицкого нержавеющий, полированный -1 шт.

13. -1 шт.

14.Насадка для логопедического массажера Z-Vibe для массажа ложбинки языка-1 шт.

15.Насадка ребристая для логопедического массажера Z-Vibe -1 шт.

16. Книга с иллюстрациями по использованию логопедического массажера Z-Vibe -1 шт.

17.Элемент питания для электромассажера Z-Vibe

18. Зонд для постановки звука Р (2 шарика)-1 шт.

Оснащение кабинета

1. Доска одноэлементная настенная - 1 шт.

3. Шкаф для учебных пособий -1 шт.

4.Стол преподавателя корпусной с подвесной тумбой -1 шт.

5.Стол полукруглый на регулируемых ножках -2 шт.

6.Зеркало индивидуальное для логопедических занятий 15 x 21 см - 6 шт.

7. Стулья детские – 6 шт.

8. Стулья мягкие - 4 шт.

9. Компьютер-1 шт.

10. Логопедический массажный мячик-4 шт.

11. Массажер «Чудо - валик» -4 шт.

12.Устройство для помощи в обучении правильному речевому дыханию «Носовая флейта» -4 шт.

13.Зажим для носа мягкий -4 шт.

14.Язычок гудок «Клоун» -2 шт.

15.Набор дудочек -2шт.

16. Устройство для развития речевого дыхания –«губы свисток» -4 шт.

17. Игрушка для развития речевого дыхания «Летающий шарик» -4 шт.

18. Резиновый муляж ротовой полости для логопедических занятий -1 шт.

19. Мячик с резинками для развития моторики у ребенка -1 шт.

20. Игрушка для развития мелкой моторики "Капитошка" -2 шт.

Документация

I . Нормативно-правовые документы Федерального уровня (электронный носитель)

    Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».

    Положение Конвенции о правах ребёнка.

    Конституция Российской Федерации

    Положение о правах и нормах охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

    Постановление Правительства РФ «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.28-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12. 2010 № 189 (Извлечение).

II . Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы (электронный носитель)

    Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) (Извлечение)

    Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации") (Извлечение)

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Извлечение)

    Закон РФ «Об образовании» (Извлечение)

    Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия» (Извлечение)

    Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» (Извлечение)

    Приказ Минобразования РФ от 07.12.2000 N 3570 Положение «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (Извлечение)

III . Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности учителя-логопеда как сотрудника общеобразовательной школы (электронный носитель)

    Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

    Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

    Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ). (Извлечения)

Внутренняя документация учителя-логопеда

    Журнал обследования речевого развития детей и динамических наблюдений за состоянием речи детей, зачисленных на логопедические занятия.

    Журнал учёта посещаемости групповых и индивидуальных занятий с детьми.

    Индивидуальные карты речевого развития учащихся детей.

    Годовой план работы учителя-логопеда.

    Рабочая программа и перспективный план работы учителя логопеда на учебный год с различными группами учащихся.

    Циклограмма работы учителя-логопеда.

    Расписание индивидуальных и фронтальных занятий с детьми.

    Рабочие тетради учащихся.

    Тетради для домашних заданий учащимся с нарушениями звукопроизношения (у детей).

    Годовые отчёты о проделанной работе.

    Паспорт логопедического кабинета.

    Рабочий журнал учителя-логопеда

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета

Формирование звукопроизношения

1. Артикуляционные упражнения (пособия)

2. Профили звуков (папка)

3. Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в речь.

4. Пособия для работы над речевым дыханием

5. Предметные картинки на все изучаемые звуки

6. Альбомы на автоматизацию поставленных звуков

7. Тексты на автоматизацию поставленных звуков

8. Логопедическое лото для автоматизации поставленных звуков

Развитие слухового внимания (неречевые звуки)

1. Звучащие игрушки: дудочка, погремушки, колокольчики, игрушки-пищалки.

2. Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука).

Формирование фонематического слуха и восприятия

1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков

2. Предметные картинки на дифференциацию звуков

3. Тексты на дифференциацию звуков

Грамота

1. Магнитная азбука

2. Схемы для анализа предложений

3. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги

4. Касса букв и слогов

5. Рабочие тетради, простые карандаши, ручки для «печатания» букв, слогов, слов, предложений

6. Настенные пособия «Азбука», «Буквы-прописи», «Город звуков».

Работа над словарем

Предметные картинки на лексические темы:

«Мебель»

«Продукты питания»

«Посуда»

«Насекомые»

«Профессии»

«Деревья»

«Инструменты»

«Игрушки»

«Времена года»

«Домашние и дикие птицы»

«Домашние и дикие животные»

«Одежда, обувь, головные уборы»

«Новый год»

«Грибы, ягоды»

«Осень»

«Весна»

«Морские обитатели»

«Овощи»

«Фрукты»

«Космос»

«Космонавтика»

«Цветы»

«Хлеб»

«Животные жарких и холодных стран»

«Транспорт»

«Предметные картинки на подбор антонимов»

«Предметные картинки на подбор синонимов»

«Многозначные слова»

«Множественное число»

«Один – много»

«Словообразование»

Грамматический строй речи

1. Схемы предлогов

2. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами

3. Пособия на согласование частей речи

4. Деформированные тексты

Развитие связной речи

1. Серия сюжетных картинок

2. Сюжетные картинки

3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов

Развитие мелкой моторики (личные или изготовленные самостоятельно учителем-логопедом)

1. Бусы

2. Шнуровки

3. Счётные палочки

4. Мозаики

5. Разноцветные прищепки

6. Массажные мячики, мячи-ежи, эспандер, тренажер для массажа пальцев и ладоней рук «Шарики су – джок»

7. Пластилин

8. Трафареты для штриховки (на все лексические темы)

9. Цветные карандаши

Развитие речевого дыхания.

1. Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек.

2. Воздушные шары, мыльные пузыри, трубочки, ватные шарики, теннисные мячики, перышки.

3. Игры: «Загони мяч в ворота», «Сдуй снежинку с варежки», «Буря в коробке»

Развитие восприятия (цвет, форма, величина).

1. Парные картинки.

2. Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.

3. Счетные палочки для выкладывания фигур.

4. Настенные пособия плоскостных и объемных геометрических фигур.

5. Дидактические игры

Развитие ориентировки во времени.

1. Картины-пейзажи разных времен года.

2. Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.

3. Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.

Развитие мышления, зрительного внимания, памяти .

1. Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные картинки - паззлы.

2. Разборные игрушки: матрешки, пирамидка.

3. «Чудесный мешочек».

4. «Зашумленные» картинки.

5. Игры: «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает? », «Что не дорисовал художник? », «Чем похожи, чем отличаются? », «Найди фрагменты картинки, изображенные вверху», «Найди одинаковые».

6. Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.

7. Набор картинок «Нелепицы».

Методическая и специальная литература

1. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. Часть 1 (1 шт)

2. Учение без мучения. Коррекция дисграфии Зегебарт Г. - тома

3.Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Комплект коррекционно-развивающих материалов Зегебарт Г.М. -1 шт.

4.Логопедические картинки для автоматизации звука «Р»

5.Логопедические картинки для автоматизации звука "З"

6.Логопедические картинки для автоматизации звука "С"

7.Логопедические картинки для автоматизации звука "Ж"

8.Логопедические картинки для автоматизации звука "Л"

9.Логопедические картинки для автоматизации звука "Ф"

10.Логопедические картинки для автоматизации звука "Ц"

11.Логопедические картинки для автоматизации звука "Ч"

12.Логопедические картинки для автоматизации звука "Ш"

13.Логопедические картинки для автоматизации звуков "Щ и Х"

Библиотека кабинета представлена личным фондом учителя-логопеда в электронном виде.

    Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 1989, 96 стр.

    Волкова Л.С., Лалаева Р.И. Логопедия.- М.: Просвещение, 1989, 147 стр.

    Волкова Л.С., Селивёрстов В.И. Хрестоматия по логопедии.- М.: Владос, 1997, 107 стр.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.

    Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991, 100 стр.

    Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1989, 105 стр.

    Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. – Воронеж: Учитель, 2001, 103 стр.

    Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М.: Эксмо, 2005, 154 стр.

    Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок и письма у детей.- Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1995, 86 стр.

    Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1990, 105 стр.

    Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2008, 67 стр.

    Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.

    Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Владос, 1977, 67 стр

    Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: Просвещение, 1989, 100 стр.

    Светлова И.К. Домашний логопед.- М.: Эксмо, 2005, 67 стр.

    Филичева Т.Б., Чивилева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.

    Фомичева М.Ф.- Воспитания у детей правильного произношения.- М.: Просвещение, 1981, 56 стр.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: