Откуда японцы появились. Версия. Откуда японцы появились Великое переселение на острова Японии

Памяти Василия Мелентьевича Мендрина.

Василий Мелентьевич Мендрин родился 3 мая 1866 года в Екатеринодаре, умер 22 мая 1920 года во Владивостоке, крупный российский востоковед. Был похоронен на Покровском кладбище во Владивостоке, могила его не сохранилась, научный архив был утрачен, остался перевод «Истории Сёгуната в Японии» или «Нихон Гайси» с его комментариями и примечаниями.

«КОДЗИКИ» И «НИХОН ГАЙСИ»

Письменных данных о древней истории Японии практически не осталось. В полумифических сочинениях, которые в Японии называются «Кодзики», упоминается богиня Аматарасу — великая богиня солнца. При нисхождении с неба на землю внук великой Богини Аматарасу — «Ниниги но микото», стал родоначальником императорской власти в Японии. Он был послан богиней Аматарасу для принятия на вечные времена власти над страной, которая известна нам как Япония, а в древности называлась Ямато . Время установления имперской власти в Ямато сегодня неизвестно. К какому времени относятся мифы «Кодзики» тоже неизвестно.

В более поздний период истории Японии была записана и сохранилась до наших дней часть данных о борьбе двух крупных родовых фамилий Тайра и Минамото за имперскую власть. Эту запись сделал японский писатель Рай Дзе в своей книге «Нихон гайси», что в переводе русского ученого Василия Милентьевича Мендрина означает «Вольная история Японии». В «Нихон гайси» записано, что в 662-667 годах огромное влияние на формирование императорской власти в Японии оказывает борьба трех родов: Минамото, Тайра и Фудзивара.

Приняв сторону рода Минамото военные правители (сёгуны) из рода Фудзивара практически истребляют род Тайра. В 1181 году в ходе последнего сражения между родом Тайра и Минамото власть переходит к роду Минамото. В 1185 году умирает последний император из рода Тайра – император Антоку .

Новые исследования показали, что полумифические данные о богине Аматарасу и двух императорских родах Тайра и Минамото имеют под собой древние исторические корни, которые современной науке неизвестны.

Эти исследования в области древней истории, основанные на расшифровке текстов «Ветхого завета», лингвистических открытиях в «праязыке», позволили определить откуда пришли на острова древние императоры Японии Тайра и Минамото, а также выяснить основу происхождение легенды о Богине Аматарасу.

Империя Рай

Все о чем пойдет речь дальше абсолютно новая историческая гипотеза. Она основана на расшифровках текстов «Ветхого завета» — самых древних исторических рукописей в мире. Этим рукописям, которые евреи называют «Тора», примерно 4500 лет. Они всем известны, имеют огромное количество переводов на все языки мира. Однако, только очень редкие специалисты знают, что в этих рукописях содержится информация, написанная шифром или тайнописью.

В результате частичной расшифровки этой информации в 2007 году мне удалось обнаружить, что тайнопись содержит исторический материал неизвестный научному сообществу. В частности, тайнопись говорит о том, что после создания человека высшим разумом и его размножения была образована первая в мире крупная империя с названием Рай.

Империя Рай управлялась родовой династией фараонов с фамилией Ра (Солнцевы), именно поэтому имела название по фамилии фараонов — Рай. Фамилии дочерних династий правящего рода Солнцевых (Ра), образовывались из слов «праязыка» и также содержали в своей фамилии слог Ра (Солнцевы). По порядку образования это династии с фамилиями: Матара, Кара и Джара.

Все народы Земли в то время говорили на одном языке, который я здесь называю «праязык». За 4000 лет своего существования Рай превратился в огромную империю с границами от Атлантического до Тихого океана с запада на восток. Северная граница Рая проходила по линии: Средиземное море, Черное море, далее вдоль горных хребтов Кавказа, Тибета, Каракорума, Тянь Шаня до современной Кореи. От этой границы вся территория на юг принадлежала империи Рай.

Из-за ошибок ученых мы считаем, что Рай, это некий мифический сад Бога, в котором первоначально жили первые люди. На самом деле в рукописях «Ветхого завета» нет вообще слова Рай, а первые люди жили в месте, которое в текстах называется Эдем. Название Рай стало мифическим после уничтожения империи и всей её истории, оно стало появляться в рукописях переводов «Ветхого завета» и другой древней исторической литературе, но значение этого слова никто не знал. Им заменяли ветхозаветное понятие Эдем, но такая замена была неправомерной.

Согласно тайнописи «Ветхого завета» империя Рай занимала половину всей суши. Вторую половину суши занимала империя рода Кара. В древних документах империя царей из рода Кара называлась полуночной, а империя Рай полуденной. К моменту начала «Великого переселения народов», примерно в 2000 году до Рождества Христова, эти две империи мирно существовали вместе, но при главенстве империи Рай.

В результате геологического катаклизма и глобального обледенения, случившегося в империи Кара, началось «Великое переселение народов», сопровождавшееся крупными и длительными военными столкновениями двух империй. Империя Рай была полностью разрушена переселенцами из полуночной империи. Часть царских родов Рая вынуждены были бежать на окраины своей империи. Среди них два крупных царских рода империи Рай с фамилиями: Матара и Тайра.

Праязык и фамилии императоров Японии

При сравнительном анализе записей «праязыка», найденном в «Ветхом завете», и древних японских императорских фамилий оказалось, что три фамилии: Аматарасу, Тайра и Фудзивара, — читаются в «праязыке» в совершенно неизвестном в Японии подтексте. Две из них: Аматарасу и Тайра, — являются древнейшими императорскими фамилиями рода Ра (Солнцевых) и находятся в близком родстве с другой древней царской фамилией Джара.

Династия царей Джара, правила в древние времена в Индии. Эта династия была четвёртой по порядку образования от первой царской династии Ра. Второй династией в табеле рангов династий Ра стояла династия Матара, третьей была династия с родовой фамилией Кара. Именно от фамилии Джара произошел, царский титул правителей Индии Раджа, возникший от перестановки слогов при чтении слоговой фамилии индийских царей -Джа Ра (Ра Джа).

Царские роды: Ра, Матара и Джара,- были в прямом биологическом родстве и жили рядом. При этом род Ра был главным и правил всеми родами Ра из столицы империи Рай Вавилона, древнее название которого читалось как Бабила. Цари рода Матара, как я предполагаю, правили на территории современного Афганистана. Лингвистические исследования «праязыка» показывают, что название японской Богини Аматарасу является поздним искажением фамилии рода Матара. Фамилии более поздних потомков Матара получили в Японии искажение в виде окончания «Мото», вместо «Мата».

Например в фамилиях Минамото, Цукамото и т.д. Еще более поздние потомки рода Ра входящие в состав империи Рай это цари с фамилией Тайра. Они правили в древности районами современного Китая и Тайланда.

Получается, что основой родовой императорской верхушки древней Японии были выходцы из районов Афганистана с фамилией Матара (Аматарасу в «Нихон гайси) и выходцы из района современного Китая или Тайланда с фамилией Тайра.

В результате «Великого переселения народов» под военным давлением армий древнего Китая роды Тайра и Матара бежали на острова и там защищались от полного уничтожения.

Вот одна очень древняя традиция — почитайте про настоящие бусины дзи — амулеты из камня, использовавшиеся в разных верованиях и которые возможно встретить и в Тибете, и в Японии.

Великое переселение на острова Японии

Согласно тайнописям «Ветхого завета» примерно за 2000 лет до Р.Х. в результате «Великого переселения народов» империя Рай была разрушена переселенцами с севера. По моим исследованиям, один из царских родов этой империи — род Матара (Аматарасу) был изгнан со своей территории древним китайским родом Хань. Беженцы царского дома Матара разбились на две группы: одна бежала в Египет, другая, в сторону современных Японских островов. Примерно в это же время китайские правители рода Цинь при поддержке старшего рода китайских правителей Хань захватывают под свои поселения территорию рода Тайра. Война за территории продолжалась около ста лет. Часть потомков императорского дома Тайра также бежали на острова Японии.

Потомки императорского дома Матара (Аматарасу), в результате длительных войн с династией Хан (или как пишут китайцы Хань) вынуждены были бежать со своей родины, которая по моим данным была в районе современного Афганистана. Беженцы идут в двух направлениях: на запад и на восток. Группа беженцев, двигавшаяся на восток, оказывается на островах Японии, где их принимает как родственников уже поселившийся здесь род Тайра. Другая группа беженцев достигает Египта и здесь полностью уничтожается войсками рода Хан (Хань).

Поселившийся на островах Японии род Матара древнее рода Тайра, через какое-то время между потомками этих родов возникает междоусобная война за власть.

По «Нихон гайси» мы видим лишь последние схватки старшего рода Матара (Аматарасу) и его представителя Минамото (правильно читать Минамата) в борьбе за власть с младшей императорской ветвью Тайра. В результате этой схватки род Тайра уничтожается родом Минамата, принадлежащим к ветви рода Аматарасу. Что мы и видим в записях «Нихон гайси»

ИСКАЖЕНИЕ ПРАЯЗЫКА В ЯПОНИИ ЗА 3000 ЛЕТ

Историки считают, что в древней Японии не было письменности и японцы заимствовали письменность у китайцев. Как показывают новые исследования, это предположение ошибочно. Слоговый язык японцев является, наряду с древним египетским слоговым письмом, самым древним языком планеты. Получается, что первоначально писали древние японцы на «праязыке», но, находясь под политическим и биологическим давлением китайской империи в течение более 3000 лет, вынуждены были принять написание китайскими иероглифами.

Вместе с тем японцы не смогли полностью приспособить свой язык под китайское написание. В результате в Японии возникли две иероглифические азбуки слогового характера: хирагана и катакана. С помощью «катакана» японцы начали записывать слова, для которых не находилось китайских смысловых иероглифов .

При переходе на китайскую письменность многие древние японские слова были искажены, а точные их значения утрачены. В ходе сравнения «праязыка», найденного в тайнописях «Ветхого завета» и других рукописях еврейского народа, и ряда японских названий и фамилий удалось восстановить их первоначальные значения.

Древний правитель из рода Аматарасу (Матара), известный в древней истории Японии как император Ямато, своей родовой фамилией дал название «Ямато» государству на островах. Это название продержалось небольшой исторический отрезок, оно означало в «праязыке» — «Первенец рода Мата» или «Первый из рода Мата». Позднее страна получила название Япония. Это название является искажением от древнего слогового словосочетания «праязыка» «Иа пан» (Ia pan). Именно так на древних картах Ватикана записано название островов Японии.

На «праязыке» это слоговое сочетание IA PAN читается как «Земля (pan) перворожденных (ia)». Дело в том, что династия Матара (Аматарасу), после гибели в Египте основной династии Ра (Солнцевых) считала себя первой императорской династией на Земле. Слоговое сочетание Мата Ра читается в «праязыке» как «Высшее солнце». Поэтому название «Земля перворожденных» или Иапан (Япония) отражает положение древнего рода в табеле о рангах империи Рай.

Четвертая по родовому положению династия империи Рай – Джара, правившая в Индии, сохранила свои территории при вторжении армий Китая с севера путем заключения с завоевателями межродовых браков. Фамилия династии Джара или Раджа читается в «праязыке» как «Сияющее солнце».

Династия Тайра, оказавшаяся в результате бегства на островах Японии была шестой династией в табеле о рангах империи Рай. Фамилия династии Тайра в «праязыке» читается как «Великое солнце».
Таким образом изображение солнца на знамени Японии это символ династийной фамилии, а не географического положения или физического явления, как принято считать.

Новые исследования показывают, что звание: «Император Китая»,- является заимствованным китайскими переселенцами у рода Тайра, то есть у предков японцев.

Лингвистическое потверждение новой гипотезы

Ряд сохранившихся в культуре Японии слов и названий подтверждают описанную здесь гипотезу. Большинство значений древних японских слов либо неизвестно самим японцам, либо искажено со временем. Но их можно прочитать, используя открытый в тайнописях «Ветхого завета» «праязык».
В частности название воина императорской армии «самурай» в слоговом письме «праязыка» читается как «частица(са) воинов(му) Рая».

Фамилия Фудзивара, в слоговом варианте Фу Дзи Ва Ра имеет свой слоговый аналог в индийском языке, где читается как Джа Ва Ра и означает «Удар молнии». В «праязыке» это слоговое сочетание читается следующим образом: «Сияющее (Джа) в воде (Ва) солнце (Ра)». Пока неизвестно значение слога «Фу» в фамилии Фудзивара. Василий Мелентьевич Мендрин считал, что этот слог в древности означал «правитель» и применялся по отношению к правителю древней японской имперской армии .

Тогда полностью фамилия Фудзивара должна читаться как «Правитель ударов молнии» или «Правитель Молния». Древняя столица Японии «Нара» в слоговом «праязыке» читается как «народ Солнцевых». Древняя военная община японцев называлась Мура, что на «праязыке», означает: «Воины солнца» или «воины Солнцевы». Довольно известное в мире японское слово «камикадзе» на «праязыке» читается как «убийца, смерть которого сияет».

Фамилия и имя японского писателя Рай Дзе, записавшего древние японские легенды, никак с японского языка на русский не переводится. То есть в японском языке нет понимания, что означает древнее слово Рай и древнее слово Дзе. Однако, в «праязыке» эти имя и фамилия имеют вполне определенный смысл.
Рай – принадлежащий фамилии Солнцевых (Ра)
Дзе – сияющий.

Все японские фамилии, заканчивающиеся на «мото» показывают свое древнее родство с династией Матара. Дело в том, что образование царских или императорских фамилий в древности имело свои правила. Наиболее дальние родственники фамилии Матара могли получить в наследство только часть фамилии, к которой прибавлялось еще какой-нибудь слово. Так возникли фамилии: Ямато (искажение одной буквы от фамилии Матара и отрезание части «ра»), Минамото (искажение двух букв от фамилии Матара и прибавление «мина»).

В современных японских фамилиях это уже устоявшиеся искажения: Цукамото, Ямамото, Мацумото, Моримото и т.д. Происхождение слогового сочетания «мото» давно забыто, но при этом его современный перевод очень близок к истине. Японцы переводят это слово как «основа». Действительно, самая древняя фамилия мира Мата, превратившаяся со временем в «мото», может быть интерпретирована как «основа» — основа, то есть основная в Империи. На «праязыке» слоговое сочетание Ма Та читается как (Высшая Тайна).

Напомню, прочтение в «праязыке» всех упомянутых династий рода Солнцевых:
Ра- Солнцевы (фараоны главной родовой династии, правили в Вавилоне – столице империи Рай);
Ма Та Ра – Высшая Тайна Солнцевых (фамилия царей второй по происхождению династии Рая, правивших областью империи Рай предположительно в современном Афганистане);
Ка Ра – Убийца Солнца (фамилия царей третьей по происхождению династии рода Солнцевых, правивших полуночной империей)
Джа Ра – Сияющий Солнцев (фамилия царей четвертой по происхождению династии Рая, правивших в древней Индии, области империи Рай.
Тай Ра – Великий Солнцев (фамилия царей шестой по происхождению династии Рая, правивших областью империи Рай, предположительно, в районе современного Китая и Тайланда).

Пытливый читатель может спросить. Почему же императоры Японии не носят древних фамилий, а в среде простых японцев их обнаруживается множество? Дело в том, что есть еще одна древняя традиция империи. Это традиция присвоения прижизненных и посмертных имен императорам. Когда она возникла пока неизвестно, но именно эта традиция, как я предполагаю, сломала систему прямой передачи фамилий в родовом доме японских императоров. Например действующий император Акахито после смерти будет именоваться императором Хэйсэй. Традиция присвоение императорам прижизненных и посмертных имен значительно запутала древнюю историю этой династии.

Такая же ситуация возникла и в древней Руси. Русские «Великие князья» и цари, из-за традиции называть их по именам и по кличкам, неизвестны до сих пор по своим фамилиям. Возьмем для примера Ярослава Мудрого, Всеволода Чермного и Ивана Грозного. Из-за фальсификаций летописей в XII веке эти люди считаются династией Рюриковичей. На самом деле по настоящим своим фамилиям это Ярослав Иван, Всеволод Волк, Иван Мономах.

Заключение

Хотя исследования древней истории Японии еще не полностью завершены, и на данный момент могут рассматриваться только как новая гипотеза, можно с большой долей уверенности сказать, что род Матара (Аматарасу) переселился в Японию из района современного Афганистана или из западной части Индии.

Представители рода Матара (Аматарасу), проиграв войну китайским войскам во время «Великого переселения народов» (примерно 2000 лет до Рождества Христа) бежали в двух направлениях: в Египет и в Японию. Бежавшие в Египет представители рода Матара были там уничтожены наступавшими войсками Китая. Родственный династии императоров Матара род императоров Тайра переселился на острова Японии из районов современного Китая и Тайланда.

Оба этих императорских рода, сражаясь за власть между собой, воевали еще и с Китаем. В ходе длительных войн (примерно 4000 лет), политического и биологического давления со стороны китайских родовых объединений Хань и Цинь Япония потеряла свою письменность и большой период своей древней истории. По предварительной оценке два императорских рода Аматарасу и Тайра образовались за 5000-6000 лет до Р.Х. при этом фамилия Аматарасу, являющаяся искажением древней фамилии Матара, согласно тайнописи «Ветхого завета», самая древняя после исчезнувшей фамилии фараонов Ра (Солнцевых), окончательно уничтоженных древними китайцами рода Хан (Хань) в Египте.

Именно поэтому древнее название Японии (IA PAN) содержало название которое в «праязыке» читается как «Земля перворожденных».

Часть династии Матара, бежавшая в Египет, полностью погибла. Но на древних рисунках в могилах потомков этой династии изображена женщина, якобы, глотающая и рождающая солнце – это и есть Матара. Древняя символика рисунка была неправильно истолкована исследователями-египтологами. Также неверно была записана ее фамилия через Маат. На самом деле здесь нужно правильно поставить букву «Т», и получиться – Мата. А солнце, которое она, якобы, глотает и рождает на самом деле, с одной стороны, часть её фамилии Ра и надо читать полностью Матара, с другой стороны, рождаемое солнце показывает, что она основательница или «праматерь» династии Ра (Солнцевых).

Поскольку основная династия фараонов Ра и их родственники из рода Матара, бежавшие в Египет, погибли, то часть рода Матара, от которой произошли Японцы может считаться древнее египтян.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Мендрин В.М. История сёгуната в Японии: Нихон гайси: в 2-х тт./ пер. с яп. –Т.2-М.; СПб.:Рос.гос.б-ка:Летний сад,1999.-384с.(Восточная коллекция).ISBN 5-89740-035-0 Изд-во «Пашков дом».

2.Тайны древней истории / Александр Ткачев. -М.: Вече, 2014.-320с. ISBN 978-5-4444-2004-1

3.Всемирная история: Становление государств Азии/А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др.- Мн.:Харвест м.: АСТ,2000.-544с. ISBN 985-433-787-1. Т.5


КНР : 127 282
Филиппины : 120 000
Канада : 98 900
Перу : 90 000
Австралия : 71 013
Великобритания : 63 017
Таиланд : 45 805
Германия : 36 960
Аргентина : 34 000
Франция : 30 947
Республика Корея : 28 320
Сингапур : 23 000
Китайская Республика : 20 373
Микронезия : 20 000
Мексика : 20 000
Боливия : 14 000
Новая Зеландия : 13 447
Италия : 12 156
Индонезия : 11 263
Парагвай : 10 321
Чили : 10 000
Вьетнам : 9468
Малайзия : 9142
Швейцария : 8499
Новая Каледония : 8000
Испания : 7046
Нидерланды : 6616
Бельгия : 6519
Маршалловы Острова : 6000
Палау : 5000
Россия : 2137 Язык Религия Расовый тип

Численность и расселение

Численность - 130 миллионов человек, в самой Японии - 127 миллионов. Японцы живут также в США (1,2 млн чел.), главным образом в штате Калифорния и на Гавайских островах , в Бразилии (1,5 млн чел.), в Канаде (99 тыс. чел.) и других странах Америки, в Европе, Азии и Австралии.

Язык

Менталитет нации

Если рассматривать японский менталитет в целом, то, несмотря на огромное влияние на него современной западной культуры, ему удалось, переняв многое «снаружи», сохранить свою суть.

Неуловимый, компромиссный, чуткий и рефлексивный. Индивидуально неэгоистичный и крайне социально-зависимый. Впитывающий и принимающий, но с жёсткой системой «свой\чужой». Глубокий, богатый внутренне, но строго ограниченный и структурированный в формах выражения.

В этой системе ценностей, в основе которой лежит чувство долга и иерархические социальные взаимосвязи, именно индивид существует в рамках и ради группы, а не группа ради индивида. При этом внутреннее «я» индивида бережно хранится и оберегается внутри, а его навязывание окружающему миру не поощряется. Поощряется максимальное сглаживание углов и поиск компромиссов (пускай даже за счёт неопределённости), выпячивание же, категоричность и навязывание чего-либо не одобряются и крайне затруднены в рамках данной системы.

Таким образом, японский менталитет, являясь компромиссным и групповым по своей природе, являет собою в системе ценностей и приоритетов полную противоположность менталитету западному. И даже то, что многие типично западные внешние формы социальных взаимодействий были странным образом в кратчайшее сроки заимствованы и столь эффективно перенесены, адаптированы на совершенно чуждую на первый взгляд почву, обусловлено естественным развитием всё той же стройной японской системы ценностей и приоритетов, склонной к поиску путей, взаимодействию и компромиссам, при полном единстве и целостности, отсутствии серьёзной вариативности между интересами группы и индивида. Фактически в те же внешние заимствованные у запада формы было вложено иное (японское) содержание.

Современный японский менталитет, хотя и претерпел значительное влияние западных ценностей (несколько изменивших соотношение между личной свободой и чувством долга), всё же остался компромиссным и групповым по своей природе, в полной мере сохранив все свои особенности.

Происхождение

Долгое время считалось, что предположительно предки японцев, так называемые протояпонские («пуёские») племена, в 1 тысячелетии до н. э. (а по некоторым сведениям и ранее) отдельными племенами переселялись на Японский архипелаг с Корейского полуострова . При этом древнее коренное население Японии айны и австронезийские племена , постепенно были вытеснены и ассимилированы протояпонскими племенами, язык которых (принадлежащий алтайской языковой семье) возобладал, восприняв элементы австронезийского субстрата. Предположительно в IV веке (точно неизвестно) появляется первое общеяпонское государство - Ямато .

Однако имеющиеся данные не подтверждают настолько массовых переселений с континента в указанный период. Хотя сам факт переселения на острова отдельных пуёских племён несомненен, как и их культурная роль, но разбросанные по островам и весьма ограниченные численно на первом этапе они просто терялись среди племён-автохтонов (австронезийских и древнеайнских). Так что ни о какой ассимиляции в тот период речи идти просто не может. Несмотря даже на определяющую роль этих племён в становлении древнеяпонского государства Ямато (Ва).

Что касается древнеяпонского государства, то имеются множественные сведения, что его образование относится к более древним периодам. Согласно японским хроникам - к VII веку до нашей эры.

Не стоит также путать современных японцам айнов с древним коренным населением японских островов. В свете множества исследований установлено, что современные айны сформировались довольно поздно, примерно в то же самое время, что и сами японцы. Хотя и несомненно, что культурно (особенно в плане языка), да во многом и генетически, они ближе к айноидным протоплеменам эпохи Дзёмон , чем современные японцы (которые в этом плане ближе к пуёским племенам, переселившимся с континента). Но точно так же как и сами японцы, являются позднейшим производным, пройдя путь столь же длительной эволюции через ряд культур, эпох, этнических и генетических изменений и заимствований.

Судя по всему уже древние племена, населявшие японские острова в эпоху Дзёмон , и состоявшие преимущественно из айноидов и в меньшей степени австронезийцев, являли собой смесь генотипа и культур. При этом раскиданные по островам отдельные племена новых пришельцев с континента («пуёские» прото-японско-корейские племена, относящиеся к восточно-азиатской ветви монголоидной расы), были длительное время в очевидном меньшинстве, теряясь среди коренных племён. Представляется вполне очевидным, что пришельцы оказали значительное культурное влияние, способствуя распространению поливного земледелия и становлению культуры нового типа (получившей распространение в Период Яёй). Даже на этапе становления государства Ямато , она была скорее культурной и организующей, чем собственно ассимиляционной. Вытеснить или сходу ассимилировать коренное население для них просто не представлялось возможным (в силу малочисленности). Этот процесс был весьма постепенным и длительным и окончательно завершился на всей территории японских островов лишь только в XIX веке нашей эры. Только по мере развития древнеяпонского государства, по мере увеличения численности, объединения и распространения пуёских племён на островах, по мере активизации смешения монголоидного (пуёские племена), айноидного и австронезийского расового типов, этот новый элемент смог оказать не только значительное культурное но и расовое влияние на коренное население японских островов, что и сформировало постепенно современный смешанный генотип и этнос японцев.

Правителями Японии во все исторические времена являлись императоры (микадо), непрерывно ведущие свой род в течение 124 поколений, начиная ещё с VII века до нашей эры (времена первого легендарного императора и основания японского государства согласно японским хроникам). Они обожествлялись, считаясь потомками богини солнца Аматэрасу . В 1192 году власть захватили феодалы, этот период называется сёгунат и продолжался до 1868 года . В этот период императорская власть явлалась чисто номинальной, реальной же властью обладали военные правители - сёгуны . В результате революции Мэйдзи в XIX веке императорская власть была полностью восстановлена, вплоть до 1945 года, когда после капитуляции Японии снова стала чисто номинальной - конституционной. Династия японских императоров является самой древней из сохранившихся на сегодняшний день на Земле королевских династий. С 1989 года император и «символ государства и единства народа» - Акихито . Монархия - конституционная, законодательную осуществляет парламент. Согласно традициям, императором Японии не может быть женщина, это правило ни разу не нарушалось.

Несмотря на высокую цельность современного японского этноса, в его рамках всё ещё выделяются отдельные этнические группы, со своими обычаями и диалектами обязательными для каждой местности. Особенно выделялись рюкюсцы , в Средние века имевшие даже свою государственность.

Специфическое явление - «эта», официально называемые «токусю буракумин» («жители особых поселков»). Это потомки людей «подлых» профессий, кожевников, мусорщиков, скоморохов. Антропологически они ничем от остальных японцев не отличаются, официально имеют все гражданские права, но в быту их дискриминация сохраняется.

Полностью самостоятельный этнически народ айны , не относящийся к японцам, имевший свои расовые и культурные особенности, свой язык, вытесненные с Хонсю, но ещё в XIX веке населявший Хоккайдо и северные острова, был окончательно ассимилирован японцами в первой половине XX века. Антропологически айны восходят к айноидным протоплеменам эпох Дзёмон, и позднее к племенам Эмиси, ассимилированных японцами в средние века на Хонсю, но оставивших свой след в их генотипе и культуре.

Хозяйство

Традиционными отраслями хозяйства являются пашенное и поливное рисосеяние. Выращивают также чай, овощи, цитрусовые, развито шелководство и рыболовство. В настоящее время Япония - высокоразвитая индустриальная страна. Не имея своих ресурсов, только на привозном сырье, японцы сумели развить сложные и тонкие отрасли промышленности: машиностроение, электронику и др.,- и очень быстро вышли на мировой уровень, создав одну из передовых производящих, технологичных экономик мира.

Быт, обычаи, культура

Селения имеют линейную планировку. Традиционный дом - каркасно-столбовой, обычно в 1-2 этажа. Характерны раздвижные стены из рам, оклеенных вощеной бумагой или картоном. Пол приподнят на небольших сваях. Почти полностью он покрыт циновками. Столы, стулья, кресла ставятся только в гостиных. Столы низкие, сидят японцы обычно на коленях, на подушечках. Кроватей нет, спят на циновке, под голову кладут не подушку, а дощечку. Дом обязательно украшен своеобразными картинами, на которых может быть изображение, рисунок, или же надпись (афоризм, цитата). Они называются какэмоно .

Из ремесел популярны изготовление кукол из дерева или бумаги, плетение корзин, ваз, вееров. Характерны своеобразные виды искусства: изготовление из бумаги фигур (оригами), аранжировка цветочных букетов (икэбана).

В изобразительном искусстве японцы достигли большого мастерства в гравюре (классическая японская гравюра).

Национальная одежда японцев называется кимоно (着物) - это общий вид верхней одежды, мужской и женский. На нижнюю рубаху - дзюбан (襦袢) надевается основное кимоно нагаги (長着), подгоняется по росту и закрепляется узким пояском, поверх которого завязывается широкий декоративный пояс оби . На ноги надевают белые носки - табиc отдельным большим пальцем. Летнее повседневное кимоно без подкладки называется юката . Обуви два вида: дзори (草履) (сандалии, изготовляемые из соломы, кожи, резины и др.) и гэта - обувь из дерева на двух подставках. В настоящее время японцы в быту носят европейскую одежду. Кимоно можно увидеть на новый год, день совершеннолетия и на японских свадьбах.

Женское кимоно отличается от мужского покроем рукавов. У женщин рукава служат своеобразными карманами.

Известно, что с глубокой древности японцами практиковалась двустадийная погребальная обрядность, и первой стадией был «Обряд воздушного погребения ». Данная обрядность была вытеснено обрядами буддизма .

Японская кухня

Столовый этикет в Японии отличается от европейского. Едят обычно из фарфоровых чашек палочками хаси . Жидкую пищу пьют из пиал, но иногда пользуются ложками. Ножом и вилкой пользуются исключительно для европейских блюд. Хлюпать за едой считается вполне приличным, но втыкать палочки в еду, особенно в рис, - недопустимо. Нельзя также класть палочки острыми концами влево, или поперек чашки, указывать ими на что-либо или махать ими в воздухе, зажимать их в кулаке и др. Хорошим тоном считается подливать напитки в бокалы соседям, но не себе.

Рис японцы называют «гохан», («варёный рис», но также это слово может употреблятся и в общем значении «еда»; причём уважительная приставка «го» к слову «хан» (рис) со временем стала обязательной; всё это говорит об огромной важности этого блюда для японцев). На трапезе рис присутствует всегда. До XIX века рис ели только богатые, он был дорог. Остальные же берегли его к празднику, заменяя в простые дни ячменём. Только в XX веке рис стал общедоступен. Популярны блюда с лапшой, приготовленной из пшеницы (удон) либо из гречки (соба). Лапша идёт и в супы, и как самостоятельное блюдо, с добавками и приправами. Важное место в японской кухне занимает соя . Из неё готовят супы, соусы, соевый сыр тофу , натто .

Одно из наиболее популярных за пределами страны японских блюд - суши . Существуют несколько разновидностей, например, самым популярным видом суши является нигиридзуси (握り寿司: суши, сделанное с помощью рук). Он состоит из продолговатого комочка риса, спрессованного ладонями, небольшого количества васаби и тонкого кусочка начинки (сырой рыбы, креветок или икры), которая покрывает рис (нэта). Нигири могут также быть связаны тонкой полоской нори . Норимаки (海苔巻) - это суши цилиндрической формы состоящее из кусочка сырой рыбы, завернутого в рис, и завернутого в нори (прессованные листы водорослей). Одним из любимых блюд является сашими (刺身) - кусочки сырой рыбы. Её употребляют с соевым соусом, в который добавляют васаби. Часто сашими подают вместе на нарезанной соломкой редькой дайкон и листьями сисо (лат. Perilla)

У японцев много различных супов, но самый традиционный - мисосиру (味噌汁). Это суп из пасты мисо (которая изготовляется из варёных, размятых и перебродивших соевых бобов с добавлением соли и солода). Такие супы в каждом регионе готовят по-своему. Помимо этого японцы широко употребляют овощи и травы (картофель, морковь, капусту, хрен, укроп, сельдерей, петрушку, помидоры, лук, яблоки, дайкон), рыбу, мясо акул, морскую капусту, мясо курицы, кальмаров, крабов и прочие морепродукты.

Традиционным и популярным напитком японцев является зелёный чай , а спиртным - рисовое вино саке и сётю .

Мифология японцев

Согласно синтоистскому мифу о сотворении земли, первыми существами были Идзанаги и Идзанами , которые создали объекты природы и остальных богов.

Главым принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. Мир ками - не потустороннее обиталище, но общая естественная среда с миром людей. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, а надо пытаться добиться гармонии с ками в этой жизни.

Синто является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру.

Между божествами и людьми существует тесная связь даже по происхождению: связующим звеном является микадо , потомок Аматэрасу и её представитель на земле, а также родоначальник всех японцев. Важнейшие легенды относительно божеств, составляющих пантеон синтоистов, изложены в начале главы об истории. Из них можно видеть, что божества эти имеют тесную связь с силами природы и часто даже представляют их олицетворение.

Главную роль между ними играет богиня солнца Аматэрасу; затем есть божества луны, земли, подземного царства, ветра, грома, огня, воды, домашнего очага, пищи, заразных болезней и т. п. К обоготворению природы в синтоизме примешивается культ предков: божеские почести воздаются здесь как прежним, так и царствующему микадо, душам героев и вообще предков.

Позже появляется буддизм. В Японии он распадается на несколько сект и переплетается с местным синтоизмом настолько, что не всегда можно понять, какая секта больше проникнута буддизмом, а какая синтоизмом. Каждая секта почитает своих богов. «Амидаистские» секты средневекового происхождения уповают на спасителя Будду-Амиду (Амитабу). В секте сингон верховный будда - Дайнити-Нёрай , «Великий солнечный Будда » В других сектах почитаются группа пяти богов Мёо , «Великие Будды мудрости», один из них - Фудо-мёо, изображается в виде сурового воина с мечом и злым лицом. Это значит то, что он уничтожает жадность, гнев и невежество. Основные божества те же, что и в других странах, их соответствия: Буцу - Будда, Босацу - Бодхисаттва , Сяка-Нёрай - Шакьямуни , Дарума , или Бодайдарума - Бодхидхарма .

Самая массовая секта - Сока-гаккай, активно вмешивается в политическую жизнь страны. Наконец, наиболее широкое распространение получила секта «дзэн ». Её поклонников можно встретить далеко за пределами Японии. Её суть - мистическое самоуглубление и постижение истины вне разума.

Древней же религией в Японии был, однако, не синтоизм, а культ родовых духов (ками). Он малоизвестен. Жрецы этого культа назывались ура-бэ (гадатели) и ими-бэ (заклинатели). Кроме этого, в народных слоях пользуется большой популярностью группа богов «сити фукудзин», то есть семь богов счастья. Это: Дзюродзин (寿老人 - долголетие), Дайкоку (大黒 - богатство и земледелие),

(яп.日本人- Нихондзин, ниппондзин) - представители основной группы населения Японии.

Слово «японцы » может употребляться как нейтральный термин для обозначения всех жителей Японского архипелага или как этноним, которым обозначают культурное сообщество - «японский этнос» (без рюкюсцев и айнов) или политическую - «японскую нацию» (вместе с рюкюсцев и айнами).

Происхождение японцев

Проблему происхождения японцев можно рассматривать с трех позиций: расогенеза, этногенеза и нациогенеза.

Большинство западных исследователей отмечает неправомерность определять японцев как расу или группу. Однако японские ученые отмечают существований «японской расы» как отдельного биологического таксона. С ним же они связывают становление японского этноса и нации. На сегодня общепризнано считается концепция К. Ханихара, официально опубликованная им в 1990 году. Согласно ей современные японцы являются потомками прото-монголоидного сообщества периода Дземон, близкой к которым есть народы Юго-Восточной Азии. Начиная с 3 века до Р. Х. и кончая 7 веком, эти прото-монголоиды смешивались с ново-монголоидными мигрантами из территории Маньчжурии, Кореи и Китая. В результате смешения возник японский расовый тип, который стал основой для формирования японского этноса. Несмотря на большое количество огрехов в теории К. Ханихары, ее положение можно встретить как в научных трудах так и школьных учебниках.

Если на вопрос расогенеза специалисты готовы дать определенный набор концепций-ответов, то проблема этногенеза японцев выглядит для них гораздо сложнее. Большинство ученых считают, что японцы как этнос возникли на основе яматоской этно-общественной группы в 6-7 веках, основой которой стало государство Ямато в регионе Кинки. Однако ряд ученых утверждают, что называть яматойцев японцами нельзя, поскольку они были лишь частью этнической карты Японии. Для этих ученых, «японцы» - это термин политический, которым были объединены различные этнические группы Японского архипелага в конце периода Эдо в 19 веке.

С точки зрения нациогенеза, японцы возникли как нация с появлением национального государства - , в ответ на агрессивные действия национальных государств Западной Европы и США. Ризные культурные сообщества японских островов, включая Айнов и Рюкюйцев, были объединены в единый политический и социальный организм.

Трудности, которые возникают при поиске происхождения японцев связаны с отсутствием согласованной и четкой терминологии по «расе», «этносу» или «нации». Среди ученых нет также и консенсуса того, каким из этих терминов обозначать японцев. Однако на сегодня слово «японцы» используется преимущественно в нейтральном смысле, для обозначения жителей Японии, или же как синоним словосочетания «жители Японии».

Язык

Является родным для подавляющего большинства японцев мира и официальным языком в Японии. Графическая система языка содержит две азбуки (хирагана и катакана), а также около 4 тысяч заимствованных китайских . Согласно статистическим данным Министерства образования Японии, умением читать и писать на японском владеет 99% населения страны.

Происхождение и классификация языка до сих пор неясны. К середине 20 века считалось, что японский язык принадлежит к группе тунгусо-алтайских языков и является родственным, в частности, с корейским. Однако современные исследователи указывают на сходство основной японской лексики с лексикой языков Юго-Восточной Азии. Общность грамматики с языками севера и близость базовой лексики японского языка с юга Азиатского континента усложняет процедуру классификации. Поэтому японский язык принято выделять как изолированный.

Кроме собственно японского языка, в Японии существуют языка айнов и рюкюсцев. Эти языки рассматриваются японскими исследователями как особые древние японские диалекты, однако ряд западных исследователей определяет их именно как отдельные языки.

Культура и религия

Считается что в основе современной японской культуры лежит культура аборигенов Японского архипелага периода Дземон. Неотъемлемыми и органическими частями японской культуры является многогранность традиций, что сейчас получают распространение во всем мире - классическая поэзия, японская живопись, чайная церемония, боевые исскуства, архитектура, самураи, искусство строительства декоративных садов, аранжировки цветов (), сборка фигур (оригами), традиционная опера ноо, кукольный театр бунраку, городской театр кабуки, японская кухня.

Как ни странно, но может показаться, что формирование японской культуры - это постоянное заимствование и «переваривания» иностранных идей. Традиционно основными импортерами мировых достижений мира были Корея, Китай, Испания, Португалия, Голландия. С середины 19 века в качестве «интеллектуального донора» выступают страны Западной Европы и США. Приспособленные к японской почве ноу-хау стали основой для развития японских уникальных продуктов и произведений. Сегодня среди них известны японская электроника, манга и аниме.

Религия играет важную роль в жизни японцев. Однако ее функционирования отличается от подобного на Западе. Характерно совмещение, то есть одновременная принадлежность к двум или более религиозных течений. Основными конфессиями в Японии являются синто и буддизм. Около 1% населения исповедует христианство.

Этнические группы

Японцы (Яматойцы, Рюкюйцы, ) - около 99%. Остальные (китайцы, корейцы, бразильцы, филиппинцы, другие) - около 1%.

В период существования Японской империи (1867 - 1945) до «политических» японцев причисляли корейцев и тайваньцев. Часть нивхов, которые жили на Сахалине, также имели японское гражданство. После оккупации Сахалина СССР, они были высланы в Хоккайдо как «японцы».

По данным Министерства Иностранных дел, количество японцев, проживающих заграницей составляет около 1 миллиона человек. Больше всего их проживает в США. За ними следуют японские общины в КНР, Бразилии и Великобритании.

Никкей

Сроком Никкей (日系- «японский») принято обозначать людей, которые имеют японское корни, предки которых иммигрировали из Японии и живут за границей.

Этимология названия близка к слову российского «русский». Последний является тем, кто принадлежит к «Руси», но «русичем» не является. Подобное наблюдается в названии Никей - человек имеет тесную связь с Японией, но собственно «японцем» он не является. В целом, сроком Никей называют всю японскую диаспору. Японская диаспора имеет 140-летнюю историю. Первые японские эмигранты начали переселяться на Гавайи с 1868 года. Около 750,000 человек мигрировали за границу перед второй мировой войной. Еще 250,000 пересилилися заграницу во второй половине 20 века.

Японские эмигранты и их потомки сохраняют чувство общности и не прерывают связи со страной своих предков. Они играют важную роль в социумах, которые приняли их. Как пример, можно привести правления перуанского президента Альберто Фудзимори (1990-2000), выходца из семьи японских эмигрантов.


КНР : 127 282
Филиппины : 120 000
Канада : 98 900
Перу : 90 000
Австралия : 71 013
Великобритания : 63 017
Таиланд : 45 805
Германия : 36 960
Аргентина : 34 000
Франция : 30 947
Республика Корея : 28 320
Сингапур : 23 000
Китайская Республика : 20 373
Микронезия : 20 000
Мексика : 20 000
Боливия : 14 000
Новая Зеландия : 13 447
Италия : 12 156
Индонезия : 11 263
Парагвай : 10 321
Чили : 10 000
Вьетнам : 9468
Малайзия : 9142
Швейцария : 8499
Новая Каледония : 8000
Испания : 7046
Нидерланды : 6616
Бельгия : 6519
Маршалловы Острова : 6000
Палау : 5000
Россия : 2137 Язык Религия Расовый тип

Численность и расселение

Численность - 130 миллионов человек, в самой Японии - 127 миллионов. Японцы живут также в США (1,2 млн чел.), главным образом в штате Калифорния и на Гавайских островах , в Бразилии (1,5 млн чел.), в Канаде (99 тыс. чел.) и других странах Америки, в Европе, Азии и Австралии.

Язык

Менталитет нации

Если рассматривать японский менталитет в целом, то, несмотря на огромное влияние на него современной западной культуры, ему удалось, переняв многое «снаружи», сохранить свою суть.

Неуловимый, компромиссный, чуткий и рефлексивный. Индивидуально неэгоистичный и крайне социально-зависимый. Впитывающий и принимающий, но с жёсткой системой «свой\чужой». Глубокий, богатый внутренне, но строго ограниченный и структурированный в формах выражения.

В этой системе ценностей, в основе которой лежит чувство долга и иерархические социальные взаимосвязи, именно индивид существует в рамках и ради группы, а не группа ради индивида. При этом внутреннее «я» индивида бережно хранится и оберегается внутри, а его навязывание окружающему миру не поощряется. Поощряется максимальное сглаживание углов и поиск компромиссов (пускай даже за счёт неопределённости), выпячивание же, категоричность и навязывание чего-либо не одобряются и крайне затруднены в рамках данной системы.

Таким образом, японский менталитет, являясь компромиссным и групповым по своей природе, являет собою в системе ценностей и приоритетов полную противоположность менталитету западному. И даже то, что многие типично западные внешние формы социальных взаимодействий были странным образом в кратчайшее сроки заимствованы и столь эффективно перенесены, адаптированы на совершенно чуждую на первый взгляд почву, обусловлено естественным развитием всё той же стройной японской системы ценностей и приоритетов, склонной к поиску путей, взаимодействию и компромиссам, при полном единстве и целостности, отсутствии серьёзной вариативности между интересами группы и индивида. Фактически в те же внешние заимствованные у запада формы было вложено иное (японское) содержание.

Современный японский менталитет, хотя и претерпел значительное влияние западных ценностей (несколько изменивших соотношение между личной свободой и чувством долга), всё же остался компромиссным и групповым по своей природе, в полной мере сохранив все свои особенности.

Происхождение

Долгое время считалось, что предположительно предки японцев, так называемые протояпонские («пуёские») племена, в 1 тысячелетии до н. э. (а по некоторым сведениям и ранее) отдельными племенами переселялись на Японский архипелаг с Корейского полуострова . При этом древнее коренное население Японии айны и австронезийские племена , постепенно были вытеснены и ассимилированы протояпонскими племенами, язык которых (принадлежащий алтайской языковой семье) возобладал, восприняв элементы австронезийского субстрата. Предположительно в IV веке (точно неизвестно) появляется первое общеяпонское государство - Ямато .

Однако имеющиеся данные не подтверждают настолько массовых переселений с континента в указанный период. Хотя сам факт переселения на острова отдельных пуёских племён несомненен, как и их культурная роль, но разбросанные по островам и весьма ограниченные численно на первом этапе они просто терялись среди племён-автохтонов (австронезийских и древнеайнских). Так что ни о какой ассимиляции в тот период речи идти просто не может. Несмотря даже на определяющую роль этих племён в становлении древнеяпонского государства Ямато (Ва).

Что касается древнеяпонского государства, то имеются множественные сведения, что его образование относится к более древним периодам. Согласно японским хроникам - к VII веку до нашей эры.

Не стоит также путать современных японцам айнов с древним коренным населением японских островов. В свете множества исследований установлено, что современные айны сформировались довольно поздно, примерно в то же самое время, что и сами японцы. Хотя и несомненно, что культурно (особенно в плане языка), да во многом и генетически, они ближе к айноидным протоплеменам эпохи Дзёмон , чем современные японцы (которые в этом плане ближе к пуёским племенам, переселившимся с континента). Но точно так же как и сами японцы, являются позднейшим производным, пройдя путь столь же длительной эволюции через ряд культур, эпох, этнических и генетических изменений и заимствований.

Судя по всему уже древние племена, населявшие японские острова в эпоху Дзёмон , и состоявшие преимущественно из айноидов и в меньшей степени австронезийцев, являли собой смесь генотипа и культур. При этом раскиданные по островам отдельные племена новых пришельцев с континента («пуёские» прото-японско-корейские племена, относящиеся к восточно-азиатской ветви монголоидной расы), были длительное время в очевидном меньшинстве, теряясь среди коренных племён. Представляется вполне очевидным, что пришельцы оказали значительное культурное влияние, способствуя распространению поливного земледелия и становлению культуры нового типа (получившей распространение в Период Яёй). Даже на этапе становления государства Ямато , она была скорее культурной и организующей, чем собственно ассимиляционной. Вытеснить или сходу ассимилировать коренное население для них просто не представлялось возможным (в силу малочисленности). Этот процесс был весьма постепенным и длительным и окончательно завершился на всей территории японских островов лишь только в XIX веке нашей эры. Только по мере развития древнеяпонского государства, по мере увеличения численности, объединения и распространения пуёских племён на островах, по мере активизации смешения монголоидного (пуёские племена), айноидного и австронезийского расового типов, этот новый элемент смог оказать не только значительное культурное но и расовое влияние на коренное население японских островов, что и сформировало постепенно современный смешанный генотип и этнос японцев.

Правителями Японии во все исторические времена являлись императоры (микадо), непрерывно ведущие свой род в течение 124 поколений, начиная ещё с VII века до нашей эры (времена первого легендарного императора и основания японского государства согласно японским хроникам). Они обожествлялись, считаясь потомками богини солнца Аматэрасу . В 1192 году власть захватили феодалы, этот период называется сёгунат и продолжался до 1868 года . В этот период императорская власть явлалась чисто номинальной, реальной же властью обладали военные правители - сёгуны . В результате революции Мэйдзи в XIX веке императорская власть была полностью восстановлена, вплоть до 1945 года, когда после капитуляции Японии снова стала чисто номинальной - конституционной. Династия японских императоров является самой древней из сохранившихся на сегодняшний день на Земле королевских династий. С 1989 года император и «символ государства и единства народа» - Акихито . Монархия - конституционная, законодательную осуществляет парламент. Согласно традициям, императором Японии не может быть женщина, это правило ни разу не нарушалось.

Несмотря на высокую цельность современного японского этноса, в его рамках всё ещё выделяются отдельные этнические группы, со своими обычаями и диалектами обязательными для каждой местности. Особенно выделялись рюкюсцы , в Средние века имевшие даже свою государственность.

Специфическое явление - «эта», официально называемые «токусю буракумин» («жители особых поселков»). Это потомки людей «подлых» профессий, кожевников, мусорщиков, скоморохов. Антропологически они ничем от остальных японцев не отличаются, официально имеют все гражданские права, но в быту их дискриминация сохраняется.

Полностью самостоятельный этнически народ айны , не относящийся к японцам, имевший свои расовые и культурные особенности, свой язык, вытесненные с Хонсю, но ещё в XIX веке населявший Хоккайдо и северные острова, был окончательно ассимилирован японцами в первой половине XX века. Антропологически айны восходят к айноидным протоплеменам эпох Дзёмон, и позднее к племенам Эмиси, ассимилированных японцами в средние века на Хонсю, но оставивших свой след в их генотипе и культуре.

Хозяйство

Традиционными отраслями хозяйства являются пашенное и поливное рисосеяние. Выращивают также чай, овощи, цитрусовые, развито шелководство и рыболовство. В настоящее время Япония - высокоразвитая индустриальная страна. Не имея своих ресурсов, только на привозном сырье, японцы сумели развить сложные и тонкие отрасли промышленности: машиностроение, электронику и др.,- и очень быстро вышли на мировой уровень, создав одну из передовых производящих, технологичных экономик мира.

Быт, обычаи, культура

Селения имеют линейную планировку. Традиционный дом - каркасно-столбовой, обычно в 1-2 этажа. Характерны раздвижные стены из рам, оклеенных вощеной бумагой или картоном. Пол приподнят на небольших сваях. Почти полностью он покрыт циновками. Столы, стулья, кресла ставятся только в гостиных. Столы низкие, сидят японцы обычно на коленях, на подушечках. Кроватей нет, спят на циновке, под голову кладут не подушку, а дощечку. Дом обязательно украшен своеобразными картинами, на которых может быть изображение, рисунок, или же надпись (афоризм, цитата). Они называются какэмоно .

Из ремесел популярны изготовление кукол из дерева или бумаги, плетение корзин, ваз, вееров. Характерны своеобразные виды искусства: изготовление из бумаги фигур (оригами), аранжировка цветочных букетов (икэбана).

В изобразительном искусстве японцы достигли большого мастерства в гравюре (классическая японская гравюра).

Национальная одежда японцев называется кимоно (着物) - это общий вид верхней одежды, мужской и женский. На нижнюю рубаху - дзюбан (襦袢) надевается основное кимоно нагаги (長着), подгоняется по росту и закрепляется узким пояском, поверх которого завязывается широкий декоративный пояс оби . На ноги надевают белые носки - табиc отдельным большим пальцем. Летнее повседневное кимоно без подкладки называется юката . Обуви два вида: дзори (草履) (сандалии, изготовляемые из соломы, кожи, резины и др.) и гэта - обувь из дерева на двух подставках. В настоящее время японцы в быту носят европейскую одежду. Кимоно можно увидеть на новый год, день совершеннолетия и на японских свадьбах.

Женское кимоно отличается от мужского покроем рукавов. У женщин рукава служат своеобразными карманами.

Известно, что с глубокой древности японцами практиковалась двустадийная погребальная обрядность, и первой стадией был «Обряд воздушного погребения ». Данная обрядность была вытеснено обрядами буддизма .

Японская кухня

Столовый этикет в Японии отличается от европейского. Едят обычно из фарфоровых чашек палочками хаси . Жидкую пищу пьют из пиал, но иногда пользуются ложками. Ножом и вилкой пользуются исключительно для европейских блюд. Хлюпать за едой считается вполне приличным, но втыкать палочки в еду, особенно в рис, - недопустимо. Нельзя также класть палочки острыми концами влево, или поперек чашки, указывать ими на что-либо или махать ими в воздухе, зажимать их в кулаке и др. Хорошим тоном считается подливать напитки в бокалы соседям, но не себе.

Рис японцы называют «гохан», («варёный рис», но также это слово может употреблятся и в общем значении «еда»; причём уважительная приставка «го» к слову «хан» (рис) со временем стала обязательной; всё это говорит об огромной важности этого блюда для японцев). На трапезе рис присутствует всегда. До XIX века рис ели только богатые, он был дорог. Остальные же берегли его к празднику, заменяя в простые дни ячменём. Только в XX веке рис стал общедоступен. Популярны блюда с лапшой, приготовленной из пшеницы (удон) либо из гречки (соба). Лапша идёт и в супы, и как самостоятельное блюдо, с добавками и приправами. Важное место в японской кухне занимает соя . Из неё готовят супы, соусы, соевый сыр тофу , натто .

Одно из наиболее популярных за пределами страны японских блюд - суши . Существуют несколько разновидностей, например, самым популярным видом суши является нигиридзуси (握り寿司: суши, сделанное с помощью рук). Он состоит из продолговатого комочка риса, спрессованного ладонями, небольшого количества васаби и тонкого кусочка начинки (сырой рыбы, креветок или икры), которая покрывает рис (нэта). Нигири могут также быть связаны тонкой полоской нори . Норимаки (海苔巻) - это суши цилиндрической формы состоящее из кусочка сырой рыбы, завернутого в рис, и завернутого в нори (прессованные листы водорослей). Одним из любимых блюд является сашими (刺身) - кусочки сырой рыбы. Её употребляют с соевым соусом, в который добавляют васаби. Часто сашими подают вместе на нарезанной соломкой редькой дайкон и листьями сисо (лат. Perilla)

У японцев много различных супов, но самый традиционный - мисосиру (味噌汁). Это суп из пасты мисо (которая изготовляется из варёных, размятых и перебродивших соевых бобов с добавлением соли и солода). Такие супы в каждом регионе готовят по-своему. Помимо этого японцы широко употребляют овощи и травы (картофель, морковь, капусту, хрен, укроп, сельдерей, петрушку, помидоры, лук, яблоки, дайкон), рыбу, мясо акул, морскую капусту, мясо курицы, кальмаров, крабов и прочие морепродукты.

Традиционным и популярным напитком японцев является зелёный чай , а спиртным - рисовое вино саке и сётю .

Мифология японцев

Согласно синтоистскому мифу о сотворении земли, первыми существами были Идзанаги и Идзанами , которые создали объекты природы и остальных богов.

Главым принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. Мир ками - не потустороннее обиталище, но общая естественная среда с миром людей. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, а надо пытаться добиться гармонии с ками в этой жизни.

Синто является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру.

Между божествами и людьми существует тесная связь даже по происхождению: связующим звеном является микадо , потомок Аматэрасу и её представитель на земле, а также родоначальник всех японцев. Важнейшие легенды относительно божеств, составляющих пантеон синтоистов, изложены в начале главы об истории. Из них можно видеть, что божества эти имеют тесную связь с силами природы и часто даже представляют их олицетворение.

Главную роль между ними играет богиня солнца Аматэрасу; затем есть божества луны, земли, подземного царства, ветра, грома, огня, воды, домашнего очага, пищи, заразных болезней и т. п. К обоготворению природы в синтоизме примешивается культ предков: божеские почести воздаются здесь как прежним, так и царствующему микадо, душам героев и вообще предков.

Позже появляется буддизм. В Японии он распадается на несколько сект и переплетается с местным синтоизмом настолько, что не всегда можно понять, какая секта больше проникнута буддизмом, а какая синтоизмом. Каждая секта почитает своих богов. «Амидаистские» секты средневекового происхождения уповают на спасителя Будду-Амиду (Амитабу). В секте сингон верховный будда - Дайнити-Нёрай , «Великий солнечный Будда » В других сектах почитаются группа пяти богов Мёо , «Великие Будды мудрости», один из них - Фудо-мёо, изображается в виде сурового воина с мечом и злым лицом. Это значит то, что он уничтожает жадность, гнев и невежество. Основные божества те же, что и в других странах, их соответствия: Буцу - Будда, Босацу - Бодхисаттва , Сяка-Нёрай - Шакьямуни , Дарума , или Бодайдарума - Бодхидхарма .

Самая массовая секта - Сока-гаккай, активно вмешивается в политическую жизнь страны. Наконец, наиболее широкое распространение получила секта «дзэн ». Её поклонников можно встретить далеко за пределами Японии. Её суть - мистическое самоуглубление и постижение истины вне разума.

Древней же религией в Японии был, однако, не синтоизм, а культ родовых духов (ками). Он малоизвестен. Жрецы этого культа назывались ура-бэ (гадатели) и ими-бэ (заклинатели). Кроме этого, в народных слоях пользуется большой популярностью группа богов «сити фукудзин», то есть семь богов счастья. Это: Дзюродзин (寿老人 - долголетие), Дайкоку (大黒 - богатство и земледелие),

Японцы не коренные жители Японии October 19th, 2017

Все в курсе, что американцы не , точно так же как и теперешнее . А вы знали, что японцы не являются коренным населением Японии?

Кто же тогда жил в этих местах до них?

До них здесь проживали айны, таинственный народ, в происхождении которого до сих пор много загадок. Айны некоторое время соседствовали с японцами, пока последним не удалось вытеснить их на север.

О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов. И даже символ Японии — великая гора Фудзияма — имеет в своем названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага». Как считают ученые, айны заселили японские острова около 13 000 лет до нашей эры и образовали там неолитическую культуру Дзёмон.

Айны не занимались земледелием, они добывали пропитание охотой, собирательством и ловлей рыбы. Жили они небольшими поселениями, достаточно удаленными друг от друга. Поэтому ареал их проживания был довольно обширен: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и юг Камчатки. Примерно в 3 тысячелетии до нашей эры на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев. Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Так начались тяжелые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя колонизаторам свои исконные земли.

Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам долго не удавалось победить их. Очень долго, почти 1500 лет. Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства — харакири. Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек, успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири — эти, казалось бы, характерные атрибуты японской культуры на самом деле были заимствованы у айнов.

О происхождении айнов ученые спорят до сих пор. Но то, что этот народ не является родственным другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт. Характерная черта их внешности — очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы. Долгое время считалось, что они могут иметь общие корни с народами Индонезии и аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица. Но генетические исследования исключили и этот вариант. А прибывшие на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских, настолько они были не похожи на сибирские племена, а напоминали скорее европейцев. Единственной группой людей из всех проанализированных вариантов, с кем у них наблюдается генетическое родство, оказались люди эпохи Дзёмон, которые предположительно и были предками айнов. Айнский язык также сильно выбивается из современной лингвистической картины мира, и ему пока не нашли подходящего места. Получается, что за время длительной изоляции айны потеряли связь со всеми другими народами Земли, и некоторые исследователи даже выделяют их в особую айнскую расу.


Сегодня айнов осталось очень мало, около 25 000 человек. Они обитают в основном на севере Японии и практически полностью ассимилированы населением этой страны.

Айны в России

Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну — два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

Айну были на стороне русских в течение русско-японских войн XIX века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айну были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. В итоге, русским не удалось отвоевать айну в ходе Второй мировой. Только несколько представителей айну решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию.


По условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года, Курилы отошли Японии, вместе с проживающими на них айну. 83 северокурильских айну 18 сентября 1877 года прибыли в Петропавловск-Камчатский, решив остаться под управлением России. Они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагало российское правительство. После чего, с марта 1881 года, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где позже обосновались. Позже была основана деревня Голыгино. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году. Перепись 1897 года указывает на 57 человек населения Голыгино (все — айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских). Советской властью обе деревни были уничтожены, а жители были переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. В итоге, три этнические группы ассимилировались с камчадалами.

Северокурильские айну в данный момент — самая большая подгруппа айну на территории России. Семья Накамура (южнокурильская по отцовской линии) — наименьшая и насчитывает только 6 человек, живущих в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть несколько тех, кто определяет себя как айну, но гораздо больше айну себя таковыми не признают. Большинство из 888 японцев, проживающих в России (перепись 2010), имеют айнское происхождение, хоть и не признают это (чистокровным японцам разрешён въезд в Японию без визы). Похожая ситуация с амурскими айнами, проживающими в Хабаровске. И считается, что из камчатских айну в живых уже никто не остался.


В 1979 году СССР вычёркивает этноним «Айну» из списка «живых» этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер. Судя по переписи 2002 года, никто не вписал этноним «айну» в поля 7 или 9.2 формы К-1 переписи

Есть такие сведения, что наиболее прямые генетические связи по мужской линии айны имеют, как ни странно, с тибетцами — половина их является носителями близкой гаплогруппы D1 (сама же группа D2 практически не встречается за пределами Японского архипелага) и народами мяо-яо на юге Китая и в Индокитае. Что касается женских (Мт-ДНК) гаплогрупп, то у айнов доминирует группа У, которая встречается также и у других народов Восточной Азии, но в небольшом количестве.

источники

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: