Мастер-класс по изготовлению медальона для рогов. Обработка трофеев Обработка лосиных рогов своими руками
Как обработать рога?
Окостенелые рога парнокопытных, например оленя, лося или косули это уникальные и ценные охотничьи трофеи, которые могут украсить любой уголок интерьера. Для обработки рогов, рога прежде всего должны быть целыми и сухими, без особых дефектов, трещин, сколов и т.д.
Чтобы охотничий трофей из рогов сохранился его необходимо правильно обработать. Эта статья посвящена рассказу, как обработать рога в домашних условиях подручными средствами.
Материалы для обработки рогов:
- Сами рога парнокопытных (оленя, лося, барана, косули)
- Солевой раствор
- Шкурка наждачная для шлифования
- Войлок и спиртовая морилка.
Первым делом трофейные рога, должны быть отделены от черепа если он имеется. Во избежание повреждения рогов отделять нужно максимально аккуратно.
Далее нужно произвести чистку рогов от мягких тканей и ненужных фрагментов. Также следует устранить поврежденные участки, сохраняя пропорциональность рогов. Далее вторым делом нужно отмочить трофейные рога в соляном растворе.
Этот процесс должен быть обязательным так, как рога должны подвергнуться про дезинфицированию. После про дезинфицирования рога нужно поместить в насыщенный раствор из соли не менее 2 суток. При помещении рогов в раствор его температура должна составлять 50-70 градусов.
Далее следует вытащить трофейные рога из соляного раствора, промыть его для удаления различных фрагментов и высушить их например с помощью камеры для сушки. Если у вас нету сушильной камеры, то рога можно просушить в любом закрытом помещении при постоянной температуре не менее 27 градусов. Высушенные оленьи рога до обработки должны пролежать в сухом прохладном месте не менее 10 суток.
Третьим делом трофейные рога должны подвергнуться шлифовке чтоб придать им сувенирный вид. Зерно для шлифовки на наждачной шкурке следует подобрать максимально мелкое. Затем после грубого зашкуривания рога и устранения всех изъянов, нужно отполировать рога. Материалом для полировки рогов служит бархаток и войлок.
Четвертым делом обработанные рога нужно пропитать морилкой желательно спиртовой. Для приобретения естественного блеска, лучше не лакировать рога. Но если у вас сильно поврежденные или старые рога можно подвергнуть лакированию.
Интерьер
Рога животных можно укрепить на различных поверхностях, например на стене, на различных медальонах или подставках.
Подставки для закрепления рогов могут быть изготовлены разного типа и формы. Материал для подставок может быть изготовлен из березы или березового капа. При поделке следует учесть размеры подставки пропорционально к трофейным рогам. Материалом для подставки служит сухая древесина без повреждений и нетронутой птицами и насекомыми.
Готовые подставки можно обработать лакокрасочными средствами в темно-коричневый или светлый свет периодически шлифуя поверхность до появления матовости.
Что говоря про медальоны то они в основном используются под крупные рога например большого лося, оленя или дикого барана. Основой для медальона применяют более прочные материалы – бук, береза, дуб. Также следует учесть форму медальона они должны соответствовать размерам трофейных рогов и гармонировать с окружающим интерьером.
Следуя по выше описанной схеме, рога могут сохранить свой естественный вид, и красиво гармонировать с интерьером дома или хижины охотника!
Поделки из коровьего рога
Рог крупного рогатого скота , а точнее роговой чехол, покрывающий костный стержень, имеет слоистое строение и обладает достаточно высокими механическими свойствами. Рог для поделок используют либо в естественной его форме, либо в виде разогнутых пластин. В недалеком прошлом на Руси рог обрабатывали «под черепаху», то есть с помощью специальной технологии получали на поверхности пластин из рога коричневатые пятна с неопределенными очертаниями.
Роговая масса полупрозрачна, цвет ее - от черного до светло-серого со множеством желтоватых, коричневатых, зеленоватых оттенков. Этот материал отличается тонким естественным рисунком, который создают переходы цвета, вкраплениями в виде полосок, пятен и т. д. Такие свойства рога, как упругость, вязкость, способность изменять форму в нагретом состоянии, делают его весьма привлекательным поделочным материалом для мастеров-ремесленников. Рог пластичен, прочен, что позволяет использовать при его обработке ажурную и объемную резьбу. Обычно в процессе изготовления различных предметов из рога (стаканов, чарок, сигаретниц, бокалов) мастера стараются наиболее удачно использовать оригинальную форму рога и природную красоту материала.
Очень красиво смотрятся изделия из рога, украшенные небольшими накладками из металла: латуни, мельхиора, серебра. Особенно удачно сочетается рог с металлом в брошах, шпильках, гребнях, запонках, пуговицах, пряжках. Кстати, симпатичные украшения выходят из мелких кусков рога, то есть по существу из отходов. Из плотных концов рога выполняют объемные фигурки, из выпуклых срезов - рельефные детали будущих поделок. Удачно смотрятся кольца из рога, соединяющие отдельные звенья украшений в виде декоративных цепочек. Эффектны изделия из рога, инкрустированные кусочками перламутра.
Оборудование и инструменты для обработки рога
Как уже говорилось, рог достаточно технологичный материал и обработка его не вызывает больших затруднений. Рог легко режется пилой и обрабатывается резцами, напильниками, наждачной шкуркой. Предварительно распаренные пластины легко даже резать обычными ножницами. Словом, для работы с рогом пригодны хорошо знакомые всем инструменты, используемые столярами и слесарями (напильники, резцы, пилы, ножовки, лобзики, рейсмусы, цикли, шаберы и др.). Поэтому о них мы говорить не будем, а остановимся на приспособлениях и инструментах, «специализирующихся» именно на обработке рога.
Пресс необходим при получении из рога пластин. Подойдет обыкновенный переплетный пресс, который состоит из плиты-основы, двух металлических стоек, соединенных перекладиной, и винтового зажима, установленного в центре перекладины (рис. 5, а). Можно сделать пресс и проще (рис. 5, б). Для выправления одновременно большого числа роговых пластин применяют специальное приспособление – кассету (рис. 6). Подготовленную партию роговых пластин закладывают в кассету (ящик) из металла между металлическими же пластинами, после чего стягивают весь «пакет» винтовым зажимом.
Полировочный станок служит для придания поверхности изделий блеска при окончательной их отделке. В качестве такого станка обычно применяют простое полировальное устройство (рис. 7), рабочий орган которого (матерчатый диск) надет на вал электродвигателя. Устройство с поддоном используют для полирования изделий водными суспензиями мела или порошковой пемзы. В целях предохранения работающего от брызг и экономии полировального состава матерчатый круг сверху закрывают козырьком (на рисунке не показан). Полирование проводят и всухую полировальными пастами и мастиками. Удаляют полировальный состав с поверхности изделия, а также «дополировывают» углубления в рельефе или ажуре мягкими щетками или матерчатыми кругами.
Поможет осуществить отделочные операции (шлифовку, полировку) при изготовлении гладких изделий несложных форм. Он представляет собой шестигранную емкость в виде барабана (рис. 8). Для шлифования в барабан засыпают через специальный люк зерна мраморной крошки или кусочки пемзы, туда же кладут предназначенные для обработки изделия и наливают холодную воду (выше уровня помещенных в барабан изделий и шлифовального материала), закрывают крышку люка и начинают вращать барабан. Задача шлифования - скруглить углы изделий. Процесс этот очень долог. Обычно для шлифования какого-то количества изделий берут в три раза больше (по объему) мраморной крошки (пемзы).
Для полирования изделий в барабан насыпают порошковую пемзу или мелкие костяные опилки. Полирование проводят всухую, то есть без добавления воды. После подобной обработки изделия промывают и сушат при комнатной температуре. Для вращения галтовочного барабана желательно использовать электродвигатель, что значительно ускоряет процесс обработки изделий.
Как уже говорилось, при обработке рога используют как обычные, так и специализированные инструменты. Последние наша промышленность не выпускает, поэтому инструмент специфический, применяемый только при обработке рога, изготавливают сами резчики. Расскажем о некоторых из них.
Терпуг служит для обдирки заготовки. Это тяжелый напильник с одинарной насечкой крупного зуба. Заметим, что зубья у терпуга несколько наклонены в одну сторону (рис. 9), поэтому и стружку он способен снимать только при его движении навстречу зубьям. Терпуг устанавливают в наклонном положении, зубцами вверх, чтобы он упирался раздвоенным концом в какой-нибудь выступ. Стружка с заготовки снимается при движении рога вниз.
Втиральник - инструмент, напоминающий надфиль, незаменим при формировании ажурных (сквозных) узоров. Втиральники изготавливают вручную из инструментальной стали, зубья у них имеют такую же форму, как и у терпуга (рис. 10, а).
В зависимости от характера работы применяют втиральники подходящих размеров с соответствующей высотой и шагом зубьев. Как правило, насечку у втиральников делают на всей его рабочей части.
Долик - разновидность втиральника, отличается от последнего очень малым диаметром рабочей части и насечкой только на одной стороне инструмента (рис. 10, б). Предназначаются для тончайшей ажурной резьбы.
Клепики, рифельки, коготки, циркули применяют при резьбе рельефов, при гравировке (рис. 11).
Небольшой топор с поперечным расположением лезвия - служит для грубой обработки рога. Им выравнивают волнистую поверхность рога.
Тесло состоит из металлической части - железки (чаще всего изготовленной из лезвия рубанка), насаженной на чуть изогнутую деревянную рукоять (рис. 12).
(гладильщики) - стальные пластинки разной формы (рис. 13) удобны при отделочных работах для выравнивания больших плоскостей, заглаживания мелких неровностей и заусенцев. Для этой цели служат и шаберы .
Технология обработки рога
Как уже говорилось выше, для поделок используют роговой чехол, покрывающий костный стержень рога крупного рогатого скота. Чтобы удалить из рога этот костный стержень, рог в течение недели-другой (а может и больше) придется вымочить в воде. Процесс этот можно ускорить, если рог проварить несколько часов в воде. После обработки (в холодной воде или кипятке), не очень сильно ударяя костным стержнем о что-нибудь твердое, например о деревяшку, снимают с него роговой чехол, который затем проваривают в воде с питьевой содой. Затем рог промывают в проточной воде и высушивают. Последние операции выполняют при температуре 18...25°С. Сушить рог следует до влажности 8%. А еще сухой рог выдерживают пять дней под навесом для снятия остаточных напряжений.
Если попадается рог с закрытым каналом, то тогда спиливают основание рога и легким постукиванием о деревяшку удаляют нероговую часть.
Рог, предназначенный для обработки, тщательно осматривают. Дело в том, что при неблагоприятных условиях хранения роговая масса может растрескаться, расслоиться, покоробиться. Влажность и температура, а также резкие их перепады - основные факторы, влияющие на сохранность рога и его качество. Так, расслаивание - появление трещин вдоль слоев рога - часто возникает при резкой смене температур (рог внесен с мороза в теплую комнату). Коробление - искривление отдельных деталей изделия или всего изделия из рога - происходит в результате неравномерного увлажнения и высыхания материала.
Оптимальные условия хранения рогового материала: температура воздуха от 15 до 20°С, относительная влажность воздуха - 50...60%.
Распиловка - это процесс раскроя сырья на крупные составные части. При этом можно воспользоваться обычными пилами с хорошо разведенными зубьями. Коровий рог весьма упругий материал, поэтому при его распиловке, чтобы не зажало пилу, в полученный пропил сразу вставляют клинышек.
Задача шлифования - выравнивание поверхности изделия, а также выведение царапин. Осуществляют его наждачной шкуркой с различным размером зерна (понятно, для начального шлифования берут шкурку с крупным зерном, для заключительного - с мелким) вручную или механически. Для шлифования годятся и цикли, после обработки которыми наждачную шкурку уже не применяют. Для шлифования используют также пемзу.
Склеивание. Наилучшие результаты при склеивании рога дают следующие клеи: рыбий, БФ-2, БФ-4, ПВА. Склеиваемые поверхности обязательно предварительно обезжиривают спиртом или ацетоном. Клей наносят на поверхности кистью или палочкой, после чего сжимают соединяемые детали струбцинами. При комнатной температуре сушка длится 3...4 ч, при более высоких температурах этот процесс ускоряется. При склеивании пластины из рога соединяют внакладку, встык, на шпеньках (вставных шипах), на ус, в шпунт.
Полирование. Это окончательная операция при отделке изделия, заключающаяся в снятии с поверхности поделки микронного слоя роговой массы, в результате чего поверхность приобретает зеркальный блеск. Подобную обработку ведут с помощью полировального круга из фетра, на который наносят небольшими порциями пасту ГОИ. Изделия из рога не следует сильно прижимать к кругу, так как от трения рог может перегреться и оплыть.
Гнутье осуществляют при распрямлении (развертке) , а также для придания пластинам из рога нужной формы. Распрямленные роговые пластины обычно используют для приготовления гребней, ювелирных украшений и т. п. Перед гнутьем у рога отрезают монолитный конец, затем размягчают рог в кипящей воде в течение нескольких минут, вынимают, острым стальным ножом разрезают заготовку по образующей конуса. Тут же, не допуская охлаждения рога, развертывают усеченный конус щипцами с деревянными губками. Для полного распрямления полученную пластину помещают между горячими плитами пресса и выдерживают там в течение 20 минут. Из горячего пресса пластину помещают в холодный, где выдерживают до полного остывания и высыхания. Подобным образом распрямляют кольца и пластины, нарезанные из целого рога.
Можно попытаться выпрямить разрезанный вдоль по выпуклой части рог с отрезанной монолитной вершиной, разогрев его в муфельной печи или в духовке. Держат в них рог с помощью металлических щипцов, стараясь не коснуться краем рога стенок печи. При достижении определенной температуры рог начнет разворачиваться. Далее горячий распрямленный рог охлаждают, зажав в прессе.
Гнутье деталей скульптуры и ювелирных украшений можно проводить вручную. Так изготавливают браслеты, дужки подвесок, заколки для волос и т. п. Роговую заготовку разогревают в горячей воде, чуть остужают и руками придают нужный изгиб. Браслетам, мундштукам и др. удобно придавать нужную форму (гнуть) с помощью заранее изготовленного деревянного шаблона (рис. 14). Напомним, что поделки из рога очень чувствительны к изменению влажности и температуры окружающей среды. В связи с этим не рекомендуется гнутье из рога правильных геометрических форм.
Прессованием из роговых пластин получают всякую мелочь: пуговицы, ложки, чашечки небольших равноплечих весов, медицинские лоточки и т. д. Для прессования лучше подходят тонкие роговые пластины (толщиной не более 5 мм). Поверхность материала выравнивают по толщине, шлифуют и полируют. Затем заготовки замачивают в чистой воде комнатной температуры и выдерживают примерно неделю для придания пластичности, после чего рог размягчают в горячей воде в течение нескольких минут и приступают собственно к прессованию. Как известно, прессование - обработка каких-либо материалов давлением, осуществляемая с помощью матрицы и пуансона. Матрицу в нашем случае представляет собой деревянный брусок из твердой древесины (бука, березы, дуба), в котором вырезано углубление, соответствующее по форме и по контуру получаемой поделке (ее нижней поверхности). Из такого же дерева вырезают пуансон, которым будут вдавливать пластину из рога в матрицу. Понятно, что рабочая часть пуансона (она выпуклая) по форме должна соответствовать форме поделки (ее верхней поверхности). При этом контуры матрицы «увеличивают» на две толщины пластины из рога. С помощью пресса пуансон вдавливают в расположенную на матрице пластину из рога и оставляют пластину в таком положении на 15 минут, после чего изделие охлаждают под струей холодной воды. Далее у полученной поделки обрабатывают края и т. д. Вот и все.
Начинающим любителям-резчикам лучше всего начать работу по изготовлению из рога простых подставок для карандашей, пуговиц, гребней. Прикоснувшись к этому удивительному виду декоративно-прикладного искусства, вы увидите, что это очень занимательно, интересно и полезно.
При ответе на вопрос «как обработать рога?» сперва необходимо сказать о том, что рога разделяют на трофейные и сброшенные. Сброшенные рога употребляют как материал для изготовления предметов прикладного искусства. Их качество зависит от твердости и толщины роговой эмали, от рисунка жемчужин и бороздок. О хорошем качестве рогов свидетельствуют толщина желобков между жемчужинами, симметричность и размыкание стволов. Самые красивые и правильные розетки у сброшенных рогов крупных особей. Толщина эмали качественных рогов составляет примерно 2/5 диаметра ствола, а сердцевина 3/5. При обработке надглазничных отростков эмаль качественного рога гладкая и блестит, как слоновая кость. Это касается и верхушек отростков. Указанные признаки свидетельствуют также о хорошем состоянии здоровья зверей. Встречаются рога с дефектами: их жемчужины небольшие, мелкие и редкие, эмаль тонкая, а сердцевина большая, часто выходящая на поверхность на верхушках короны. Роговина таких оленьих рогов содержит мало извести, особенно у слабых или молодых особей.
Следующим источником роговины для изготовления предметов прикладного искусства являются сброшенные рога, найденные через 2-3 года. Обычно они к этому времени теряют свой естественный цвет (посерели), иногда их повреждают грызуны. Такую роговину сначала очищают, моют в щелочном растворе и лишь потом при помощи морилки придают ей любой оттенок. Чтобы верхушки приобрели белый цвет, их шлифуют мягкой наждачной бумагой, затем роговину покрывают двумя слоями матового нитролака, разведенного ацетоном. Роговину можно обрабатывать обычными инструментами. Рога разрезают столярной пилой с небольшими зубьями, лепестковой пилкой или ленточной пилой. Роговину обтачивают мелкими напильниками, наждачной бумагой или точильным камнем в форме диска. Для сверления употребляют слесарные сверла (в крайнем случае можно воспользоваться и сверлом для дерева). Чтобы белый цвет рогов около разреза не пачкался от прикосновения, их натирают матовым лаком. Для этого можно использовать окислин, разбавленный ацетоном. Роговину прикрепляют к дереву винтом с гайкой, в этом случае исключается какое-либо ее повреждение, а роговину с роговиной скрепляют двойным винтом: сваривают головки двух винтов и, ввертывая их в обе роговины, получают невидимое соединение. Работать с рогами надо очень осторожно, чтобы винтами не повредить жемчужины и верхушки.
Как обработать рога?
Особую ценность представляет правильно развитая и с неповрежденным венцом розетка, из которой изготовляют украшения и значки на шляпы. Такие предметы могут быть пластичными, рельефными или оконтуренными лобзиком, причем сам мотив остается плоским. Для выпиливания плоского или пластичного мотива розетку подготовляют следующим образом. Если расчлененность жемчужин венца позволяет, ровным гладким разрезом пилки отрезают выпуклость розетки, которой рог нормально прирос к основанию. Затем ровным разрезом розетку отделяют от остальной части сброшенных рогов. Если жемчужины мешают, то выпуклость удаляют наждачной бумагой, точильным диском или фрезой, но при этом жемчужины должны остаться неповрежденными. На белой отшлифованной плоской середине твердым карандашом рисуют изображение. Еще до начала выпиливания необходимо решить, в каких местах изображение будет связано с краем венца.
Для получения плоского изображения небольшим долотом делают контуры основного рисунка. В них при помощи авторучки наливают коричневую тушь или краску, затем всю поверхность розетки полируют раствором бесцветного окислина, разбавленного ацетоном. Готовую розетку наклеивают на зеленое полотно. Для этого используют клей L 33 или CHS 1200; и тот и другой склеивает любые обезжиренные материалы. Перед нанесением клея поверхность очищают ацетоном, а после склеивания зажимают в тисках или в зажимном винте на все время сушки.
При обработке пластичного рельефа требуется набор сверл. Чтобы не повредить розетку, ее предварительно прибивают маленькими гвоздиками к дощечке размером 10×15 см. Такой вид обработки требует определенных навыков в резьбе. Для изготовления пуговицы брошек роговину разрезают пилой на плоские дощечки. Круглую форму придают на токарном станке. Подобным образом обрабатывают зубы или кости птиц и млекопитающих.
Рога животных в интерьере
Доставшиеся нам трофеи украшали животных. Об этом надо помнить прежде всего при обработке сброшенных рогов. Они всегда должны занимать в наших композициях какое-то особое положение. Так, из них хорошо смотрятся вешалки для оружия, охотничьи инструменты, подставки для цветочных горшков, ручки для шкафов, рукоятки охотничьих ножей, пуговицы, пряжки, подсвечники, люстры и лампы любого вида. Плохо, если рога, даже сброшенные, используют в качестве вешалок для одежды или ножек для мебели. Не рекомендуется также использовать роговину для декораций, так как она производит подавляющее впечатление.
Для изготовления охотничьих предметов прикладного искусства употребляют всегда такой природный материал, свойства и форма которого отвечают требованиям определенного предмета. Выбирать материал надо с учетом не только декоративных качеств, но и будущего назначения и применения предмета, который должен к тому же гармонировать с остальным интерьером охотничьего домика или помещения. Например, рамки для картин и подставки для фотографий - это дополняющие предметы, которые не должны отвлекать внимание от самой картины или фотографии, а наоборот, подчеркивать ее; поэтому они должны быть скромными, не привлекающими излишнего внимания, и вместе с тем должны гармонировать с основными, дополняемыми предметами.
Теперь Вы знаете как обработать рога. До новых встреч!
Если вы стали обладателем рога лося и хотите украсить им стену, оформив собственноручно, вам придется 1)изготовить подставку, 2)обработать сам рог и 3)закрепить его на подставке. Существует немало способов реализовать каждый этап работы, я же расскажу и покажу - как это делаю я.
1.
Форма, размеры деревянной подставки - дело личного вкуса, фантазии и возможностей. В данном случае я использую образ головы лося, но вместо него может быть и простая аккуратно обработанная дощечка или деревянный медальон в форме геральдического щита.
Вырезаю из ватмана нарисованный силуэт лосиной головы, обвожу его карандашом на доске и вырезаю электролобзиком. Рисунок можно сделать сразу на доске, или вырезать силуэт сразу без рисунка, - кому как удобнее.
На обратной стороне заготовки высверливаю крепежные углубления.
На лицевой стороне вырезаю рельеф и место крепления рога усиливаю, приклеив плашку.
С помощью УШМ стачиваю поверхность плашки, придав плоскости небольшой наклон назад. Отмечаю границы соприкосновения рога с деревом и определяю места отверстий. Просверливаю два отверстия диаметром 8мм.
2.
Торец основания рога выравниваю с помощью УШМ наждачкой с зерном 40. Затем обработанной плоскостью плотно прижимаю к месту крепления на подставке и, используя готовые отверстия в качестве направляющих, просверливаю отверстия в торце рога. Одно отверстие - для крепежного болта, другое - для стопора, предотвращающего проворачивание рога под собственным весом при усыхании древесины. В принципе, достаточно и одного крепежного отверстия, а проворачивание можно предотвратить склеиванием. Но для удобства транспортировки желательно, чтобы изделие было разборным, и тут выручает стопор.
Далее - метчиком 10мм нарезаю резьбу в отверстии для болта, а в другое отверстие забиваю стопор, вырезанный из металлического 8мм-прута.
Теперь, когда грязная работа позади, нужно отчистить от грязи и помыть рог. Дело, казалось бы нехитрое, но здесь есть важные нюансы. Если вы хотите, чтобы рог сохранил свою естественную окраску, не используйте для мытья соду, стиральный порошок, металлическую щетку. Достаточно теплой воды и простого обезжиривающего средства для мытья.
А вот пример того, как по незнанию можно переусердствовать с чисткой рога.
И, прежде чем приступать непосредственно к креплению, остается рассверлить отверстие под болт до 10мм и покрыть дерево пропиткой. В данном случае я использовал средство оттенка "махагон". На фото этого не видно, но сразу же стали очевидны огрехи шлифовки, - проявились все мелкие царапины, незаметные ранее на светлом фоне. И эффект, который давала виду изделия фактура древесины, поблек.
3.
Ну и теперь, когда детали готовы, я вставляю рог стопором в стопорное отверстие, с обратной стороны - вгоняю в углубление шайбу 28мм и торцевым ключом вкручиваю болт 80х10мм. Если перестараться, затягивая болт, древесина может треснуть. Стопор избавляет от необходимости притягивать рог как можно плотнее.
Если вам лень или нет возможности нарезать резьбу, можно притянуть рог и глухарем. Но у меня несколько раз глухари ломались, и решив, что это не лучший способ экономить время и силы, я предпочел болты.
Поскольку я еще не освоил масла, воски и прочие изыски, далее я просто покрою изделие тремя слоями яхтного лака и выставлю фото в галерею.
Благодарю за внимание и буду рад, если мастера укажут мне на ошибки и обогатят материал поправками и дополнениями.
Кроме мяса и шкуры добытого зверя определенную ценность представляют его рога. Многие охотники украшают ими свои охотничьи комнаты, но немало таких, которые коллекционируют их и даже участвуют в крупных выставках охотничьих трофеев. Но еще до того, как приступить к специальной обработке трофея, охотник должен позаботиться о нем на месте охоты.
Чаще всего, не имея определенных знаний, охотник неправильно отделяет рога от черепа или не предохраняет их во время транспортировки. И нередко прекрасные рога из-за этих недоработок портятся, так как к любым охотничьим трофеям есть общепринятые международные требования. В этой статье мы в общих чертах рассмотрим первичные приемы обработки трофея и в частности — рогов самцов косули.
Практикуется два способа первичной заготовки трофея из рогов «козла». Рога добытой косули отделяют вместе с верхними частями черепа от конца носовых костей через середину глазниц к затылочному гребню. Затем кости черепа обязательно вываривают и отбеливают. При втором способе рога самца косули от черепа не отпиливают, а обрабатывают вместе с ним. При сохранении черепа его опускают в посуду с холодной водой и ставят посуду на огонь (ни в коем случае нельзя опускать череп в кипящую воду). К рогам прикрепляют дощечку или палку, которую кладут на края посуды с таким расчетом, чтобы рога не погружались в воду. Нижнюю часть рогов обматывают тряпкой во избежание действия на них кипящей воды и пара. Во время варки скребком или пинцетом с черепа постоянно удаляют сухожилия и нарези мяса. С кипящей воды снимают пену и грязь. Продолжительность кипения черепа 1,5—2 часа. Но лучше ориентироваться по легкому отставанию мяса от костей. Если таковое наблюдается, то варку следует прекращать. Далее череп опускают в чистую холодную воду для остывания. После этого начинается окончательная чистка трофея, которую лучше доверить специалисту. Если такового нет поблизости, то можно попытаться изготовить трофей и самому. Конечно, качество такого трофея не может быть высоким, даже если вы и владеете отличными рогами добытого «козла». Сразу следует оговориться, что, по международным правилам, трофеем считаются лишь те рога, которые добыты непосредственно в процессе охоты, в установленные сроки и разрешенным способом. Сброшенные рога или рога павших животных, каким бы качеством они ни обладали, не являются трофеями.
После варки и остывания с черепа соскабливают оставшиеся сухожилия скальпелем или острым ножом. Черепную коробку очищают от мозгов и пленок и просушивают в тени. Если на костях остались жирные пятна, то их удаляют при помощи 10%-ного раствора нашатырного спирта, в который погружают череп на сутки. Можно протереть жирные места несколько раз ватой, смоченной в эфире, бензине. Наиболее быстрый способ отбеливания черепа — это кипячение в течение 5—15 мин. в 25% растворе нашатырного спирта. Рога в этом случае не должны касаться воды. По окончании кипячения на горячие кости кисточкой несколько раз наносят 30% раствор перекиси водорода и высушивают череп.
После отбеливания допускается лишь легкая косметика рогов и черепа. Покрытие рогов лаком и другими красителями не разрешается. Кончики рогов можно добела отполировать мелкой наждачной бумагой. Для придания блеска сухие рога обмазывают с помощью кисти парафином, растворенном в бензине. После высыхания раствора рога начищают щеткой до желаемого блеска. Если на черепе имеются шероховатости, то их снимают тонкой наждачной бумагой и протирают порошком мела, растворенном в денатурате. На чистую протертую кость наносят тальк и покрывают тонким слоем жидкого раствора бесцветного лака или протирают кости ватой, смоченной в политуре.
Обработанные таким образом рога с частями черепа или вместе с черепом укрепляют на подставках произвольной формы. Чаще всего подставкам придают форму щита. Подставки делают из древесины твердолиственных пород. Высоко ценятся подставки-дощечки, полученные от косого среза ствола карельской березы. Толщина подставок колеблется от 2—4 см. Древесина, как правило, полируется.
Не менее прочны и эстетичны подставки из березового капа. Он трудно поддается обработке, но полированный имеет красивую узорчатую структуру.
После того, как изготовлена подставка, лобная кость выравнивается таким образом, чтобы она плотно прилегала к плоскости подставки.
Трофей прикрепляют к подставке винтами с тыльной стороны. Обычно на трофее прикрепляют металлическую пластинку, на которой гравируют название животного, год и место добычи, фамилию, имя и отчество владельца трофея. Трофеи расцениваются, как произведения искусства и требуют постоянного внимания. Их нужно беречь от пыли, сырости и плесени.