Как называются звуки м н носовые. Конспект группового занятия:Дифференциация строчных рукописных букв м-н. I. Организационный момент

279. Эти звуки сонорные. Артикуляция сонорного м та же, что и звуков п-б, только струя выдыхаемого воздуха проходит через нос, так как нёбная занавеска опущена.

Артикуляция сонорного н та же, что артикуляция звуков т-д, только струя выдыхаемого воздуха проходит через нос; нёбная занавеска опущена. Эти два звука - м и н называются носовыми.

По сравнению с другими звуками из группы сонорных согласные м и н не требуют особой отработки. Необходимо уделить внимание двойным м и н в словах и на стыке слов. Как правило, многие студенты, имея диалектное произношение, не произносят двойной н или м в окончаниях прилагательных типа длинный, странный, отменный, временный, а также на стыке слов, когда одно слово оканчивается на н или м , а другое начинается на тот же согласный, например:

он не знает [оннезнает]

нам мешают [наммешают]

он не понимает [оннепонимает]

нам мстят [наммстят] и т.п.

В этих сочетаниях некоторые студенты делают орфоэпическую ошибку, на которую следует обращать внимание с самого начала работы над звуками. Они смягчают конечные согласные н и м в словах типа нам, он в результате чего получается искаженное произношение: [оньнезнает], [намьмстят].

280. Для освоения правильного произношения двойных согласных н и м рекомендуем отработать следующие слова и фразы:

нам а зать

нам мажут [наммажут]

нам ы лить

нам мылят [наммылят]

нам о кнуть

нам мокнуть [наммокнуть]

нам е тить

нам метить [намметить]

намес и ть

нам месить [наммесить]

нам я ть

нам мять [наммять]

он неудачник [оннеудачник]

он неустроен [оннеустроен]

он не ошибся [оннеошибся]

он недотрога [оннедотрога]

Примечание. Обращаем внимание на то, что во фразах, в которых рядом стоят твердый и мягкий звуки н и м , один согласный произносится твердо, а другой мягко.

281. Задание

Для освоения произношения сонорных согласных м, н отработайте несколько стихотворных текстов, предварительно разобрав их по смыслу.

м, н

Если

Гавану

окинуть мигом -

Рай -

страна, страна, что надо.

Под пальмой

на ножке стоит фламинго,

Цветет колларио

по всей Веладо.

(В. Маяковский)

Она сидит перед окном;

Пред ней открыт четвертый том

Сентиментального романа:

Любовь Элизы и Армана,

Иль переписка двух семей -

Роман классический, старинный,

Отменно длинный, длинный; длинный,

Нравоучительный и чинный

Без романтических затей.

(А. Пушкин)

Я шел ко дну.

Дошел до дна,

Пошел ко дну -

И не страшна -

Мне никакая глубина.

(Л. Мартынов)

Я листаю стихов моих томик,

Все привычно, знакомо давно.

Юность! Ты как охотничий домик.

До сих пор в нем не гаснет окно.

(М. Светлов)

Чем неискусней меч,

Тем он звенит грознее.

Чем неразумней речь,

Тем говорун шумнее.

(Р. Гамзатов)

282. Сонорные л и р наиболее сложные по своей артикуляции звуки. Среди студентов есть такие; у которых звук л вялый, а в звуке р нет хорошего раската - так называемый «одноударный р ».

Сонорные согласные л-ль переднеязычные, щелевые, боковые. При артикуляции л-ль зубы обнажены, кончик языка упирается в верхние зубы; спинка языка вместе с краями опускается; корень языка приподнимается к мягкому нёбу и несколько оттягивается назад. Воздух проходит по бокам (звук боковой). Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

I. РСВ

Восприятие вопросов обиходно-разговорного характера:

1.Куда прибывают поезда?

2.Ты летал на самолёте?

3.Где можно купить билет на поезд?

4.Сколько времени ты выполняешь домашнее задание?

5.Какие передачи ты смотришь по телевизору?

6.На какой кружок ты ходишь?

7.Ты летом будешь работать?

8.Какие продукты ты покупаешь в магазине?

9.В каких городах ты бывал?

10.Как ты помогаешь родителям?

Восприятие учебного материала по физике:

Давление

Физическая величина

Паскаль

Площадь поверхности

Сила

Трение

Сила трения не зависит от площади

Сила давления на поверхность

Материал поверхности

Состояние поверхности

«Рассказ о верности».

Отара овец спускалась с гор с пастбищ на зимовку в долину. На полдороге старший чабан вдруг вспомнил, что на пастбище осталась его сторожевая собака. «Карабаш!» - звал чабан собаку. Эхо далеко отдавалось в горах, но собака не отзывалась.

Чабан подумал, что собака, наверное, издохла . Собаки, чувствуя свою кончину , уходят от хозяина.

Погоревал, погоревал чабан, а там и забылось. Через много дней после пропажи собаки чабан не нашел своей бурки . Должно быть, позабыл на летней стоянке. Чабан пожалел и о бурке.

Ранней весной стадо снова поднялось в горы на летнее пастбище. И здесь чабан увидел свою бурку, а возле нее Карабаша, пропавшую собаку. Чабан понял, что собака осталась сторожить бурку. Вокруг бурки вся трава была измята и обгрызана. И сама собака была другая, остались от нее кожа да кости, да клочьями торчала бурая свалявшаяся шерсть.

«Карабаш!» - кинулся к собаке чабан, доставая из сумки хлеб. Но собака не приняла ни хлеба, ни ласки . Она отчужденно ощерила желтые зубы. Потом ушла, поджав хвост, не оборачиваясь на зов. Она не простила обиды.

Задание к тексту:

Почему мы можем говорить о верности Карабаша?

Почему верный Карабаш не принял ни хлеба, ни ласки хозяина?

Объясни выделенные в тексте слова.

Цитаты о собаках

" Боги не засчитывают время жизни, проведенное на прогулке с собакой". Народная мудрость

"Без кошки нет дома, без собаки - двора". Пословица

" В доме без хозяина собака хозяин". Пословица

"Быть может, когда нас называют СОБАКОЙ, это не такое уж большое оскорбление". Джон Ричард Стивенс.

" Не бывает никаких неприятностей у того, кто говорит с людьми только о своей СОБАКЕ". Лев Корнеев

" СОБАКА - единственное существо на этой планете, которое любит вас больше, чем себя". Джош Биллингс

"Каждая СОБАКА должна иметь свою косточку". Би Дорси Орли

" Только человек, у которого есть СОБАКА, чувствует себя человеком". Пшекруй

"Цифры не лгут. Посчитай, сколько людей тебя облаяло и сколько СОБАК!" Пшекруй

"Вот жизнь человека: в двадцать лет - павлин, в тридцать - лев, в сорок - верблюд, в пятьдесят - змея, в шестьдесят - СОБАКА, в семьдесят - обезьяна, в восемьдесят - ничто... ". Балътасар Грасиан-и-Моралес

"Хочешь узнать характер женщины - понаблюдай за ее СОБАЧКОЙ". древнеримская поговорка

"Не живи в городе, где не слышно лая СОБАК". Талмуд

" Человек заводит СОБАКУ, чтобы не было чувства одиночества. СОБАКА в самом деле не любит оставаться одна". Карел Чапек

"У нас еще нет слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные качества, которыми обладает СОБАКА". К.Г. Паустовский

II. ФП

Звуки М — Н
Позиция обратного слога:
семь, восемь, грамм, килограмм, емкость, в первом (во втором,...) ряду, в каждом ряду; один.
Семь плюс один будет восемь.

Позиция между гласными:
дециметр, слагаемое, делимое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, стоимость; одиннадцать, двенадцать, тринадцать, ... девяносто, тонна, сложение, вычитание, убывание, возрастание, деление, уменьшение, увеличение, порядок убывания (возрастания), 11 + 12 =
Расставь(те) цифры в порядке возрастания (убывания). В тонне 1000 килограммов. В килограмме 1000 граммов. Вычитание проверяется сложением.

Позиция прямого слога:
математика, мера (длины), метр, минус, миллиметр, минута, миллион, время, вычитаемое; нуль.
Восемь минус восемь равно нулю. Назовите меры длины (веса, времени).

Стечение согласных:
семьдесят, восемьдесят, семьсот, восемьсот, семьдесят семь (...), емкость, умножение, уменьшение суммы чисел, уменьшаемое;
сантиметр, уравнение, неравенство, центнер.
От перестановки слагаемых сумма не изменяется. 800 + 700 +
Умножение проверяется делением. Назови(те) уменьшаемое: 77 — 17 = В метре 100 сантиметров. Реши(те) уравнение...

Дифференциация звуков:
М - Н:
множитель, минута, семнадцать, восемнадцать, восемьсот семнадцать, прямоугольник, многоугольник, измерения, сантиметр;
математический диктант, неизвестное, слагаемое, мера времени, мера длины, нумерация чисел, математический знак (больше — ">", меньше — "<"), единицы массы, прямая линия, ломаная линия. Нахождение суммы длин сторон многоугольника.

Нумерация чисел служит для счета предметов.
В сложении наибольший из компонентов сумма.
Разность чисел всегда меньше уменьшаемого.
От перестановки множителей произведение не изменяется. В метре сто сантиметров. М - П - Б:
Примеры со скобками, примеры без скобок. В килограмме много граммов В бегемоте килограммов.

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка сесть ровно, голову держать прямо и спокойно.
Губы следует сомкнуть.
Тянем длительно звук «М».

2) Звукоподражания

му (корова), ме (коза).

3) Заводная кукла

Поиграйте с ребенком в следующую игру. В этой игре у ребенка роль куклы. Вы заводите «куклу» ключом, после чего она произносит: «Ма - ма». Звук «М» нужно постараться выделить голосом.

4) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки, произносим слоги «ма», «мо», «му», «мы» при каждом соприкосновении.

5) Потешка

6) Скороговорка

Логопедическое упражнение произнесения звука «Н»

1) Артикуляционная гимнастика

Рот чуть приоткрыт в этом упражнении.
Тянем длительно звук «Н».
Воздух выпускаем через нос при этом.

2) Игра

Играйте с ребенком в игру лошадка, произнося следующее стихотворение:

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки, произносим слоги «на», «но», «ну», «ны» при каждом соприкосновении.
Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Потешка

Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:

5) Скороговорка

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

Буратиний нос

На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он - Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита. - Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается. Надулся Никита.

Наклею его лучше прямо на голову.

Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

Дифференциация звуков М – Н

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, Н, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал эти звуки.

Практический материал на дифференциацию звуков М - Н

1. Повтори слоги.

Ма - на
Ма - на - ма - на
На - ма
Мы - ны - мы - ны
На - ма - на
Мо - но - мо - но
Ма - на - ма
Му - ну - му - ну


НОД по развитию произносительной стороны речи

Дифференциация звуков «М» - «Н». Буквы М – Н.
Цель: Дифференциация звуков М и Н по акустико-артикуляционным особенностям. Коррекционно-образовательные задачи:  Учить различать согласные твёрдые звуки М и Н в слогах, словах и предложениях.  Совершенствовать навык звукового анализа – синтеза.  Закрепить навык образования и употребления относительных прилагательных.  Учить согласовывать имена существительные с числительными  Формировать навык чтения слогов и односложных слов. Коррекционно-развивающие задачи:  Развивать фонематические процессы.  Совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику.  Расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»  Развитие логического мышления, памяти, восприятия, внимания. Коррекционно-воспитательные:  Воспитание партнёрских взаимоотношений в группе детей. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие. Познавательное развитие. Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Оборудование: индивидуальные зеркала, буквы с наборным полотном из кассы букв и слогов, мяч, две куклы, предметные картинки, магнитная и маркерная доска, наборы звуковых символов, набор слогов с буквами «М» и «Н», набор карточек для игры «Четвёртый лишний».
Методы и приёмы: мотивация, показывание, напоминание, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, продуктивная. Ожидаемые результаты: дети осваивают навык дифференциации звуков [М] и [Н], умеют давать характеристику данных звуков, понимают разницу между звуком и буквой, обладают умением образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные, осваивают слоговое чтение, составляют простые распространённые предложения, владеют навыками звуко-буквенного анализа-синтеза. Ход НОД: Этап НОД Действия учителя -логопеда Действия детей 1.Организаци- онный момент Логопед: - Колокольчик вновь поёт, Поиграть нас всех зовёт. Вот мы и снова вместе, немного удивлены, немного встревожены, но очень рады видеть друг друга. Приятно вас видеть. Предлагаю вам поиграть вместе. Психогимнастика «Зайчик, колечко, цепочка» Дыхательное упражнение «Разбудим Дюймовочку» Логопед предлагает сыграть в игру с мячом «Какая бывает одежда?» (образование относительных прилагательных) Плащ из кожи какой? Носки из шерсти какие? Шляпа из фетра какая? Логопед: Ребята, помогите мне сосчитать носки и чулки. Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Дети заходят в кабинет, встают в круг. Дети выражают удивление. Дети нахмурили брови. Улыбаются друг другу. Дети выполняют упражнения для пальчиков, следуя словесной инструкции и наоборот. Ладони сложены бутончиком перед лицом, Дети делают короткий вдох через нос и длительный выдох на руки, которые при этом изображают раскрывающийся цветок. Дети ловят мяч и отвечают на вопросы: - кожаный - шерстяные - фетровая Дети передают по кругу мяч и считают: один носок, два носка,…, пять носков. Один чулок, два чулка…пять чулок.
2.Основная часть НОД Ребята присядьте на стульчики и посмотрите на доску. Предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний». Найдите лишний предмет и объясните ваш выбор. Так мы с вами узнаем, какие звуки получим в подарок. Логопед: Какие слова оказались лишними? Какой первый звук в каждом из этих слов? Какие же звуки мы получаем в подарок? Итак, сегодня мы будем говорить о звуках «М» и «Н». Поэтому к нам в гости пришли две куклы: Наташа и Максим. Они хотели бы знать, какие же первые звуки в их именах? Логопед: Расскажите куклам об их любимых звуках, ведь вы уже с ними знакомы. Покажите, какими символами мы обозначаем эти звуки. Проверьте, правильно ли обозначили Наташа и Максим эти звуки? Логопед: Наташа и Максим хотят получить от вас подарки, но Наташа принимает только картинки, в названии которых есть звук «Н», а Максим хотел бы получить от вас картинки на звук «М». Логопед: Ребята назовите буквы, которые вы видите? Напомните, чем буквы отличаются от звуков? Сосчитайте, сколько здесь букв «Н», а сколько «М». Посмотрите: Наташа и Максим хотели написать свои любимые буквы, и вот что у них получилось. Допишите буквы. Логопед: Наташа и Максим вырастили прекрасный урожай необыкновенных фруктов. Что это? Дети выбирают лишние предметы и обосновывают своё решение. Дети называют. Ответы детей. Дети дают ответы. «М» - согласный, твёрдый, звонкий, носовой. «Н» - согласный, твёрдый, звонкий, носовой. Дети выкладывают символы звуков «Н» и «М» Дети исправляют ошибки кукол. Каждый ребёнок берёт по картинке, составляет предложение с этим словом и «дарит» кукле. (Я подарю красивую матрёшку Максиму) Дети поясняют, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. Дети дают ответы. Дети исправляют ошибки кукол.
Прочитаем их. Логопед: Я вижу, что вы устали. Давайте отдохнём. Психогимнастика «Выложим буквы» Физкультминутка «Муха – Цокотуха» (сопряжение слова с действием) Пальчиковая гимнастика «Весёлый кролик Банни…» «Весёлый кролик Банни Резвится на поляне. Чуть шорох где-то слышит, Замрёт он и не дышит… А на его макушке Встают как стрелки ушки. А домик его – норка Под ёлкой у пригорка. Он к дому подбегает, Прыг и в него ныряет. Логопед: А теперь поможем Наташе и Максиму составить звуковые схемы слов «нос» и «мак». Логопед: Молодцы! Вы хорошо справились с этой задачей. Превратите звуки в буквы. Логопед: Мы отлично потрудились и помогли нашим новым друзьям. Расскажите, что же интересного сегодня узнали вы и наши гости? Один ребёнок выступает в роли «учителя»: он показывает яблоки и груши, на которых написаны слоги, дети их читают. Воспитанники делятся на пары и изображают буквы «М» и «Н». Логопед вместе с детьми проговаривает вступительную часть сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха». Слова сопровождаются движениями. Дети последовательно выполняют движения пальчиками: указательный и средний подняты вверх, остальные согнуты («зайчик»); покачивают пальчиками влево – вправо; пальчики сложены вместе и подняты вверх; левая рука изображает «норку», а правая скачущего зайчика, который прыгает в норку. Дети выкладывают звуковые схемы, затем все вместе обсуждают то, что получилось. Дети заменяют звуковые символы на буквы и прочитывают получившиеся слова. Дети перечисляют игры и упражнения, которые им запомнились, и ещё раз дают характеристику звукам «М» и «Н».

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: